|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.
ЛОКК ДЖОН(1632-1704) – английский политический деятель и философсенсуалист (от лат. чувство), соединяющий в своём учении эмпиризм и рационализм. Родился в семье офицера, служившего в армии Кромвеля. Революция далему возможность окончить Оксфордский университет, где он занимался естествознанием и медициной. Был домашним врачом и секретарём графа А. Шефтсбери. Занимал высокие административные посты. Основал английский банк. Главная работа Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме». Единственным объектом человеческого мышления считал идею, отстаивая мысль, что идеи приходят всегда только из опыта (критикуя учение о врождённых идеях Декарта). В основе сенсуализма Дж. Локка лежит концепция «чистой доски» (от греч. – tabula rasa).Согласно утверждениям Локка, все человеческие идеи, понятия не врождены человеку, как считал Р. Декарт, а приобретаются в процессе опытного познания природы, в результате воздействия предметов, существующих вне человека, наорганы чувств. Локк сравнивал разум человека с восковой дощечкой, на которой«природа пишет свои письмена». Дж. Локк разработал учение о первичных и вторичных качествах материальных тел. Он считал, что первичные качества(величина, форма, движение и др.) присущи самим вещам: человек познает их с помощью ощущений. Вторичные же качества (цвет, вкус, запах и др.) являются не свойствами вещей, а результатом человеческих восприятий. Познание онпонимает как восприятие и понимание согласованности или несогласованности между нашими идеями, что можно понять двумя способами: при помощи интуиции или при помощи доказательства. Источник познания – механизм формирования этого восприятия и познающая деятельность субъекта. Особое внимание он уделяет идее внутреннего опыта – «рефлексии». К ней он относит идеи, которые нельзя получить от внешних вещей. Локк писал о роли рефлексии в процессе познания: «этот источник идей каждый человек имеет целиком внутри себя, и, хотя этот источник не есть чувство, поскольку не имеет никакого дела с внешними предметами, тем не менее, он очень сходен с ним и может быть довольно точно назван внутренним чувством». Этот источник идей он и называл «рефлексией»:«потому что он доставляет только такие идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности внутри себя...под рефлексией... я подразумеваю то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности». После того как в опыте человека появляются идеи, дальнейший путь познания – это путь непрерывной активности субъекта. Дале происходит процесс обработки идей и переход от простых идей к сложным. Элементы знания есть уже в простом чувственном материале, но, как считает Локк, им нельзя ограничиваться, необходимо получить целостное теоретическое знание, а оно возможно только через комбинирование идей. И это является главной задачей его теории познания. Локк указал три способа образования сложных идей: простое суммирование простых идей, сопоставление или сравнение простых идей, способ абстрагирования. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|