ЛОКК ДЖОН

(1632-1704) – английский политический деятель и философсенсуалист (от лат. чувство), соединяющий в своём учении эмпиризм и рационализм. Родился в семье офицера, служившего в  армии Кромвеля. Революция далему возможность окончить Оксфордский университет, где он занимался естествознанием и медициной. Был домашним врачом и секретарём графа А. Шефтсбери. Занимал высокие административные посты. Основал  английский банк. Главная работа Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме». Единственным объектом человеческого мышления считал идею, отстаивая мысль, что идеи приходят всегда только из опыта (критикуя учение о врождённых идеях Декарта). В основе сенсуализма Дж. Локка лежит концепция «чистой доски» (от  греч. – tabula rasa).Согласно утверждениям Локка,  все  человеческие идеи,  понятия  не  врождены человеку, как считал Р. Декарт, а приобретаются в процессе опытного познания природы, в результате воздействия предметов,  существующих вне человека, наорганы чувств. Локк сравнивал разум человека с восковой дощечкой, на которой«природа пишет свои письмена». Дж. Локк разработал учение о первичных и вторичных  качествах  материальных  тел.  Он  считал,  что  первичные  качества(величина, форма, движение и др.) присущи самим вещам: человек познает их с помощью ощущений. Вторичные же качества (цвет, вкус, запах и др.) являются не  свойствами  вещей,  а  результатом  человеческих  восприятий.  Познание  онпонимает как восприятие и понимание согласованности или несогласованности между нашими идеями, что можно понять двумя способами: при помощи интуиции или при помощи доказательства. Источник познания – механизм формирования этого восприятия и познающая деятельность субъекта. Особое внимание он уделяет идее внутреннего опыта – «рефлексии». К ней он относит идеи, которые нельзя получить от внешних вещей. Локк писал о роли рефлексии в процессе познания: «этот источник идей каждый человек имеет целиком внутри себя, и, хотя этот источник не есть чувство, поскольку не имеет никакого дела с внешними предметами, тем не менее, он очень сходен с ним и может быть довольно точно назван внутренним чувством». Этот источник идей он и называл «рефлексией»:«потому что он доставляет только такие идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей  собственной деятельности внутри себя...под рефлексией... я подразумеваю то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности». После того как в опыте человека появляются идеи, дальнейший путь познания – это путь  непрерывной активности субъекта. Дале происходит процесс обработки идей и переход от простых идей к сложным. Элементы знания есть уже в простом чувственном материале, но, как считает Локк, им нельзя ограничиваться,  необходимо  получить  целостное теоретическое знание,  а  оно возможно только через комбинирование идей. И это является главной задачей его теории познания. Локк указал три способа образования  сложных идей: простое суммирование простых идей, сопоставление или сравнение простых идей, способ абстрагирования.

Просмотров: 1061
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • АССОЦИАЦИЯ ИДЕЙ
  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕЙ
  • Генератор идей
  • Декарт: дух (чувство и мысль, рассудок, разум, интеллект). Идеи
  • Депрессия со скачкой идей
  • Джон Локк (1632-1704)
  • ИДЕЙ АССОЦИАЦИЯ
  • ИСТОРИЯ ИДЕЙ
  • ИСТОРИЯ ИДЕЙ
  • Контрапунитивность бредовых идей
  • КОНТРАПУНКТИРНОСТЬ БРЕДОВЫХ ИДЕЙ
  • ЛОКК (LOCKE) ДЖОН (1632-1704)
  • ЛОКК (LOCKE) Джон (1632-1704)
  • ЛОКК Джон (1632-1704)
  • ЛОКК Джон (1632—1704)
  • Локк Джон | LOCKE, JOHN (1632-1704)
  • Локк: «опыт о человеческом разумении». Простые и сложные идеи. Учение о языке
  • Особенности формирования бредовых идей
  • Подвижность идей
  • Познание и интерес (1968). Пересечение идей Хабермаса и Апеля
  • Полёт идей
  • ПОЛЕТ ИДЕЙ
  • СКАЧКА ИДЕЙ
  • Скачка идей
  • Скачка идей
  • Скачка идей
  • Схемы идей
  • У истоков атомистических идей. Атом как первоначало
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь