|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.
ЛЕВИ-СТРОСС КЛОД(род. в 1908) – французский антрополог, этнолог и социолог, ведущий представитель структурализма. Отвергнув субъективизм экзистенциальной философии, обратился к изучению жизни первобытных племён и характерного для них мифологического мышления. Основная работа – «Структурная антропология» (1958). Утверждал, что всякая культура – это ансамбль символических систем, к которым, прежде всего, относятся: язык, брачные правила, искусство, наука, религия. Главное внимание уделял тем способам жизнедеятельности, при помощи которых система кровного родства биологического происхождения заменяется системой социального характера и пришёл к выводу, что социальные культурные отношения первобытного общества представляют собой особого рода язык. В каждой из сфер культуры можно увидеть обмен сообщениями, информацией. Он ищет то, что является общим для всех культур и всех людей в идее сверхрационализма, которую рассматривает как гармонию чувственного и рационального начал, утраченную современной европейской цивилизацией, но сохранившаяся на уровне первобытного мифологического мышления как коллективного бессознательного. Для исследования применил структурный метод: 1) переход от изучения сознательных явлений к анализу бессознательного; 2) отказался рассматривать отношения как автономные независимые сущности и перешёл к анализу отношений между ними; 3) ввёл понятие системы; 4) выявил понятие «необходимые отношения»; 5) сделал допущение о существовании «другого плана» действительности, лежащего в основании наблюдаемой в опыте реальности. Рассматривал бессознательное как формальную матрицу, а общество – как систему коммуникаций. В системе языка решающее значение придавал не словам, а структуре. Сделал вывод, что структуры едины для всех языков и их можно свести к небольшому числу простейших типов. Этот вывод ведёт к признанию принципиальной тождественности всего человеческого мышления: нет качественного различия между первобытным мышлением и мышлением нынешних развитых народов, т.е. иначе он утверждал существование«неизменных способностей», присущих мышлению всего человеческого рода, что подрывает основу всяких рассуждений об интеллектуальной неполноценности тех или иных человеческих рас. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|