КОСМИЗМ РУССКИЙ

– мировоззренческое направление в русской философской и естественнонаучной мысли конца Х1Х-начала XX в. Общим во взглядах его представителей является  стремление понять космос и человека как единую  систему.  Причем в  этом  единстве человеку  отводится  ведущая  роль,  он осуществляет преобразование космоса на разумных началах. Особенностью его являются: 1) рассмотрение мира, космоса и человека как единого целого; 2) эволюционное понимание космоса на основе творческой активности человека и его преобразовательной деятельности; 3) признание роли науки в  преобразовании космоса; 4) подчёркивание необходимости объединения усилий всех людей планеты,  «соборность»  человечества;  5)  преодоление  смертности  человечества  в результате освоения космоса; 6) утверждение роли любви как связующей и преобразующей силы. В отечественном космизме выделяют: религиознофилософский космизм (Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев  и  традиции Всеединства); естественнонаучный (Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный);  художественно-поэтический (В.А. Левшин, С.П. Дьячков, В.П. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин). Основоположником русского космизма является Николай Фёдорович Фёдоров, который оценивал мир с религиозных позиций. Как христианский мыслитель, он вдохновился евангельским сюжетом о спасительной миссии Иисуса Христа, после которой, по мнению Фёдорова, земной мир получил возможность  совершенствования и победы над смертью. Оригинальность этой точки зрения в том, что она сочетает веру в религиозное преображение мира с убеждением о его гармонизации посредством науки и  техники.  «Регуляция  природы»  по  Фёдорову  предполагает  как  управление метеорологическими процессами, так и в перспективе  корректировку движения планет, перевод их на оптимальные (для людей) орбиты. При этом он утверждал, что во Вселенной царствует хаос, разрушение, смерть. Их торжество – результат действия слепой силы природы, а  стала она слепой потому, что человек, совершивший грехопадение, относится к природе утилитарно. Первыми проявлениями человеческого  сознания  Фёдоров  считал  постижение  смертности,  скорбь  по умершим и чувство виновности. Именно неприятие «смерти отцов» оценивалось им как родовая черта человека, а  неспособность смириться со смертью – как движущая сила истории. Её целью и смыслом поэтому оказывалась «патронификация»,  т.е.  достижение  бессмертия  для  всех  когда-либо  живших  поколений, воскрешение предков «в духе и плоти». Однако в фактической истории отсутствуют попытки воскрешения, в обществе  царствуют «небратство», «неродственность». Это значит, что необходим переход к новому, проективному этапу истории. Смысл данного этапа – активная практическая деятельность, направленная на: а) достижение бессмертия и воскрешения; б) утверждение родственных отношений между людьми; в) регуляцию природы, то есть превращение её в дружественную, не несущую смерти силу. Такая деятельность оценивалась Фёдоровым как «общее дело», в котором должно объединиться все человечество – ученые и неученые, верующие и  неверующие. Регуляция природы означает, что человек перейдет от утилизации природы к овладению ею. Он будет использовать атмосферные процессы и новые источники энергии, научится управлять движением планет и звездных систем. И, конечно, человеку предстоит населить все миры, а то, что жизнь возникла на одной планете – Земле, как раз и обеспечит родственность будущих обитателей Вселенной. Преобразованная в соответствии с нравственными принципами, она превратится из хаоса в космос, сознание станет силой, управляющей эволюцией. Это будет означать переход к новому, сознательному, этапу развития мира. Именно с Фёдорова в русской мысли  появляется идея освоения космоса, которая была развита его учеником К.Э. Циолковским, одним из основателем  космонавтики.  Другим  представителем  русского  космизма  был учёный-энциклопедист  В.И.  Вернадский,  создавший  учение  о  нарастании  сил разума во Вселенной и образовании ноосферы. Идеи Фёдорова непосредственно повлияли на художественное творчество В. Брюсова, М. Горького, М. Пришвина, А. Платонова и др.

Просмотров: 946
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • »ЛЕВ ТОЛСТОЙ, КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • Возникновение психологии как науки
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • Заработная плата как форма стоимости рабочей силы
  • Знание как деятельность
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПОЗНАНИЕ  КАК  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек как ученый
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь