|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.
КОПЕРНИК НИКОЛАЙ– (1473-1543) – автор знаменитой гелиоцентрической системы, получивший образование в Ягеллонском университете в Кракове и совершенствовавший свои знания в Италии, где изучает живопись, астрономию,математику, философию, греческий язык, юриспруденцию (становится специалистом по каноническому праву). В 1503 г. Коперник получает диплом доктора права и в 1505 г. возвращается на родину, становится каноником Вармейскойепархии, где и прожил до конца своих дней. К идее пересмотра системы мироздания Коперник пришел не от научных открытий, а от чувства эстетической неудовлетворенности, т.е. от искусства, которое было основой мироощущения человека Возрождения. Концептуальное изложение своей системы Коперник дал в 1515 г. в рукописном труде «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям». Накануне своего 60-летия он закончил знаменитый труд«О вращении небесных сфер», в котором сформулировал новую гипотезу об устройстве мира. Сочинение состояло из 6 книг. Система Коперника выглядела следующим образом. В ее центре находится Солнце, вокруг которого по круговым орбитам последовательно вращаются планеты: Меркурий, Венера, Земля вместе с орбитой Луны, Марс, Юпитер, Сатурн. На конце системы находится сфера неподвижных звезд. «Солнце, как бы восседая на царском престоле, управляет вращающимся около него семейством светил», – пишет он. Совершая вращение вокруг Солнца, Земля одновременно вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, видимое движение звезд на небе. Коперник нерешался издавать это произведение, справедливо опасаясь гнева церкви. Сочинение было издано спустя 10 лет в 1543 г. в Нюрнберге. Автор увидел свою книгу лишь за несколько часов до смерти. В 1616 г. произведение Коперника быловнесено католической церковью в «Индекс запрещенных книг». Запрет был снят спустя более, чем 200 лет. Открытие Коперника справедливо называют первой научной революцией. Ее сущность может быть изложена следующим образом: 1)Коперник высказал мысль о движении как естественном свойстве небесных и земных объектов, подчиненным некоторым общим закономерностям единой механики. 2) Отпала необходимость в перводвигателе и тем самым был брошен вызов религиозному миропониманию. Религиозная картина мира исходила из признания центрального положения Земли, поскольку это давало основание утверждать человека центром и высшей целью мироздания. Кроме того, религиозное миропонимание противопоставляло земное, как телесное и тленное, небесному, как нетленному. Но в свете идей Коперника Земля становилась обычной«рядовой» планетой. 3) Предложив новую концепцию мироздания, Коперник в то же время продемонстрировал ограниченность чувственного познания и наблюдения и указал необходимость для науки критического разума. Существенным недостатком взглядов Коперника было то, что он разделял господствующую в то время точку зрения на конечность мироздания. Он считал, что Вселенная заканчивается твердой сферой, на которой закреплены неподвижные звезды. Несостоятельность этого взгляда была показана в расчетах орбиты кометы, проведенных датским астрономом Тихо Браге в 1577 г. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|