ИСТИНЫ КОНЦЕПЦИИ

это основные подходы к решению проблемы истины в истории  человеческой мысли. Проблема истины встала уже перед античными мыслителями, которые начиная с Гераклита и элеатов разграничивали по этому принципу знание.  Парменид делил всё знание на знание по истине изнание по мнению, а Демокрит на знание темное и светлое. Аристотель, назвал истиной знание, которое в  своём содержании соответствует действительности. Сенсуалисты считали, что истина непосредственно даётся чувствам, а рационалисты, что она «дочь разума». Первые предполагали её присутствие в самих предметах, вторые – в полной зависимости от человека и его разума. Такой подход к проблеме истины называют онтологическим, но ответ на вопрос о том, что есть истина – гносеологическая проблема. Концепция, в  которой  знания по своемусодержанию соответствуют действительности, получила название классической (корреспондентской) теории истины. Она начала складываться еще в античности, у Аристотеля. Помимо адекватности отражения, классическая концепция обращает внимание на то, что это знание не зависит от человека и человечества в целом. Такое знание называется  объективной истиной. Истиной в корреспондентской концепции называют только такое знание, которое по своему содержанию объективно и не зависит ни от особенностей биологической организации человека, ни от уровня культуры, эпохи,  языка и т.п. Истина появляется только в процессе познавательной деятельности человека и не существует  объективно как любойдругой предмет окружающего мира. «Ахиллесовой пятой» классической концепции истины является объяснение понятия «соответствие», ведь знание – это идеальный мир, а предмет, о котором идет речь в этом знании, – материальный мир. Эта сложность заставляла искать другие варианты трактовки истины. Диалектико-материалистическая концепция истины совпадает в общих чертах с классической, хотя и значительно ее развивает. В ней истиной называется выверенное практикой знание, правильное отражение действительности. Другим вариантом концепции истины является  когерентная (от лат. – связность, согласованность) концепция,  главный  признак  которой  –  логическая  связность,  непротиворечивость знания (Аристотель). Основной недостаток этой концепции – её формальный характер. В конце XIX начале XX века складывается прагматическая концепция истины, которая утверждает полезность и выгоду её для субъекта. С этой точки зрения истина не носит объективного и даже  общезначимого  характера. Антропологическая концепция истины связана с анализом бытия личности. Истина здесь – знания, убеждения, установки, обладающие ценностью для конкретного индивида, помогающие ему адекватно воспринимать те ситуации, в которых он оказывается, и тех людей, с которыми он общается. Такие знания должны помочь человеку  решать  личностные  проблемы,  выбирать  нравственные  ориентиры, определять  цель  и  смысл  собственной  жизни.  Критерием  истины  становится способность  данного  человека  принимать  эти  знания  как  жизненно  важные. (Примером такого рода истины может служить высказывание Н.А. Бердяева: если весь мир говорит, что этот человек плох, но я люблю этого человека и считаю, что он хорош, то прав буду я, а не весь мир).

Просмотров: 1974
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • «РАЗЫСКАНИЕ ИСТИНЫ»
  • «РАЗЫСКАНИЯ ИСТИНЫ»
  • Бескавычечная концепция истины
  • ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ теория
  • ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ ТЕОРИЯ
  • ДВОЙСТВЕННОСТЬ ИСТИНЫ
  • ДЕСКРИПТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • ИГРЫ ИСТИНЫ
  • Истины самоочевидные
  • КОГЕРЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ
  • Когерентная теория истины (в гносеологии)
  • КОНКРЕТНОСТЬ ИСТИНЫ
  • КОНСЕНСУССНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ
  • Концепции истины
  • Корреспондентская теория (концепция) истины
  • КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ
  • Критерий истины
  • Критерий истины
  • КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ
  • Критерий истины
  • Критерий истины
  • Критерий истины
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество
  • Практика, как критерий истины
  • Семантическая концепция истины (для формализованных языков) А. Тарского
  • СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ
  • Теории истины
  • ТРИ ИСТИНЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь