Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ



ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

— вся совокупность наук о природе, рассматриваемых в их взаимной связи, единстве и целостности. Естествознание в этом смысле проделало большой и сложный путь исторического развития от первых натурфилософских учений о природе как едином Космосе древних греков до ее (природы) аналитического расчленения на десятки и сотни предметных областей частных (специальных) естественных наук Нового и Новейшего времени с последующим воссозданием на базе синтетических и интеграционных процессов в естествознании XX в. целостной картины природы как единого в своей основе эволюционирующего Космоса (вторая половина XX в.). Вопросы о выявлении подлинной внутренней связи между всеми частными естественными науками (и прежде всего, между такими главнейшими разделами естествознания, как физика, химия, биология и психология), об их классификации, о возможности (или невозможности) создания их системы по принципам координации и субординации и пр. являются важнейшими вопросами современной философии науки. И надо сказать, что несмотря на наличие в литературе целого ряда интереснейших разработок по этим вопросам, в целом они не только далеки от сколь-нибудь общезначимого решения, но и от ясности. По своему содержанию и методам изучения природных явлений естествознание может быть подразделено на эмпирическое (описательное) и теоретическое; по формам своего влияния на практическую деятельность людей — на фундаментальное и прикладное; по типам своих познавательных установок на— аналитическое и синтетическое и пр., и т. д. Глубокие изменения, которые произошли в естественно-научной картине мира в XX в., изменение самих способов познания природы (и человека как ее части) и принципов субординации внутри единого поля естественных наук дали основания уже в наше время для выделения таких этапов в развитии естествознания, как классическое, неклассичсское и по-стнеклассическое естествознание. Основания и критерии их выделения предлагаются разные. В частности, таким основанием может быть исходное понимание отношения субъекта и объекта научно—познавательной деятельности. Все классическое естествознание исходило из презумпции возможности (и необходимости) их полного и абсолютного различения. Природа как объект познания характеризуется с этой точки зрения набором различных, внутренне присущих ей свойств и законов, познать которые человек может полностью отвлекаясь от особенностей самого процесса познания. Однако в XX в. от этой презумпции пришлось отказаться уже в физике (теория относительности и, особенно, квантовая механика), а тем более при научном изучении душевной жизни человека в психологии (психоанализ, гуманистическая психология). Еще более необходимость учета субъективного, человеческого фактора при научном изучении природы стала проступать в тех разделах современного естествознания, которые имеют дело со сложными и сверхсложными системными образованиями, в которые и сам человек входит на правах лишь части их органической целостности (например, экология). Развитие естествознания к концу XX в. поставило много новых философских проблем, без глубокого изучения которых невозможно сегодня высветить перспективу устойчивого и гармоничного развития человечества в его единстве с природой. (См. природа, наука).

В.Г. Борзенков

Просмотров: 423
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)




Другие новости по теме:

  • "F06.30" Психотическое маниакальное расстройство органической природы
  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ»
  • «ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного»
  • «основания новой науки об общей природе НАЦИЙ»
  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ XVII в
  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ XVIII в
  • Естествознание
  • Естествознание
  • Естествознание
  • Критерии Природы и Жизни
  • МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
  • Натурфилософия Шеллинга и естествознание
  • О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ
  • ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ XIX в
  • Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ)
  • Общество любителей естествознания, позже - бщество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ)
  • ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ
  • Полемика о роли природы и воспитания в развитии
  • Препятствия, которые мы создаем сами
  • Препятствия, которые мы создаем себе сами
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь