|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.
Восприятие– 1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»); 2) процесс формирования этого образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»). Иногда термином «восприятие» обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения. Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы. При рассмотрении гносеологических вопросов (в философии) значения терминов «восприятие» и «ощущение» совпадают. Для психологии указанное их различие является принципиально важным. В некоторых идеалистических направлениях психологии, например гештальтпсихологии, восприятие рассматривается как исходная форма чувственного познания (и познания вообще), а ощущение – как абстракция, как результат «препарирования» восприятия сознанием. Материалистическая психология рассматривает ощущение как исходную форму познания, а восприятие – как синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмета. В филогенезе переход от ощущения к восприятию был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, вещно (предметно) неоформленной среде к жизни в среде, вещно оформленной (А. Н. Леонтьев). Поскольку любой предмет как раздражитель (стимул) является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвуют обычно несколько анализаторов; таким образом, восприятие формируется на основе ощущений разных модальностей. В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Важную роль во всех видах восприятия играют двигательные (кинестезические) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное восприятие помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т. д.) включает также кинестезические ощущения, возникающие при перемещении глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, перевод глаза из одного положения в другое). Особенно велика роль кинестезических ощущений в осязательном восприятии. Большую роль во вкусовом восприятии играют движения языка, а в обонятельном – движения органов дыхания. В процессе слухового восприятия активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессах анализа воздействующих раздражителей, уточнений ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации. У человека, владеющего речью, последняя опосредствует восприятие, обеспечивая его осмысленность. Участие речи в восприятии создает возможность абстракций и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния). Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность. Важная особенность восприятия – его зависимость от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т. д.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время. Формирование перцептивного образа представляет собой процесс, включающий ряд фаз (переходов): от нерасчлененного восприятия («что-то мелькнуло», «что-то коснулось кожной поверхности», «появился какой-то звук», «чем-то пахнет» и т. д.) к формированию дифференцированного целостного предмета (или явления), адекватного оригиналу. Динамика формирования перцептивного образа определяется пространственно-временными условиями процесса восприятия. Это отчетливо обнаруживается при изменении времени воздействия стимулов (раздражителей) на анализатор, их дистанции и положения в сенсорном поле. Восприятие может быть преднамеренным и непреднамеренным. Первое в отличие от второго связано с постановкой определенной задачи; оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае восприятие выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное восприятие выступает как компонент какой-либо другой деятельности. Преднамеренное восприятие более эффективно, чем непреднамеренное. В поведении и деятельности человека восприятие является необходимым условием ориентировки в окружающей среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность является основным условием развития восприятия. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности восприятие становится активным, целенаправленным процессом познания действительности. Рефлекторная деятельность является основой восприятия. Рефлекторная теория восприятия была выдвинута в психофизиологических работах И. М. Сеченова («Рефлексы головного мозга», «Предметная мысль и действительность» и др.). Отмечая сложный состав восприятия, И. М. Сеченов характеризовал его как «ассоциированную чувственную группу», возникающую в результате того, что «ощущения из всех сфер чувств могут сочетаться между собой самым разнообразным образом, но всегда путем последовательных рефлексов», взаимодействием которых и определяется чувственный образ всякого предмета. Рефлекторная теория восприятия получила развитие и экспериментальное доказательство в исследованиях И. П. Павлова и его сотрудников, а также в работах советских психологов (Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Е. Н. Соколова и др.). По И. П. Павлову, все действующие раздражители как объекты восприятия могут быть разделены на элементарные и сложные (комплексные). Элементарные раздражители – это отдельные компоненты (части), входящие в состав сложного раздражителя. Таковы, например, отдельные световые раздражители, если они берутся в отрыве от других зрительных раздражений, или отдельные музыкальные звуки, если они рассматриваются вне мелодии. Но поскольку в большинстве случаев объекты восприятия обладают совокупностью свойств, они действуют как одновременные или как последовательные комплексные раздражители, характеризующиеся определенной силой и порядком следования своих компонентов. При этом слабые компоненты (например, слабые световые или звуковые раздражители) легко затормаживаются более сильными компонентами комплекса (ярким светом, сильными звуками и т. п.), как бы маскируются ими и поэтому не всегда выделяются при восприятии. В таких случаях требуется специальное выделение слабых компонентов из общего комплекса, после чего они начинают замечаться и могут приобрести сигнальное значение всего комплекса в целом. Большое значение в процессе восприятия имеет также образование условных рефлексов на отношение раздражителей. В процессе действия комплексных раздражителей происходит их широкое обобщение (генерализация) на основе отношений раздражителей друг к другу и узнавание предметов по их относительным признакам. Так, например, мы узнаем фигуру квадрата по соотношению его сторон независимо от их абсолютной величины; форму шара – независимо от величины радиуса, мелодию – по соотношению музыкальных тонов независимо от регистра и тембра и т. д. Физиологической основой влияния прошлого опыта на восприятие является включение наличных воздействий в систему ранее образованных временных связей. В отчетливой форме действие ранее выработанных систем временных связей в процессе восприятия проявляется, например, при узнавании слов по первым и последним буквам в процессе чтения. Возможны также случаи ошибочного включения наличных раздражителей в ранее выработанные системы временных связей. Тогда возникают ошибки восприятия.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|