|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.
Привязанность– длительно существующая эмоциональная связь между двумя индивидами, побуждающая их искать взаимной близости и получать удовольствие от общения друг с другом. Обычно привязанность формируется у маленьких детей в отношении тех, кто преимущественно за ними ухаживает, однако она возможна и между другими людьми или даже у человека в отношении какого-либо объекта. Подобные отношения между взрослыми людьми чаще называют любовью, в то время как слово «привязанность» обычно используют для характеристики связи между детенышем человека или животных и тем, кто за ним ухаживает, обычно матерью. Близкие отношения с ухаживающим лицом гарантируют удовлетворение биологических потребностей ребенка, а также взаимное доверие и удовлетворение обоих партнеров своими отношениями. Ранние взаимоотношения такого рода настолько важны, что, по мнению биологов, склонность к ним является врожденной. Так, только что вылупившиеся утята следуют за любым движущимся объектом, это явление называется «импринтинг». Некоторые детские психиатры полагают, что реакции младенца на мать, в частности улыбка, служат примером импринтинга у людей. Взгляды психологов и психиатров в последнее время претерпели заметные изменения с учетом того, что взаимодействие «мать – ребенок» явно включает взаимное обучение. Мать «подкрепляет» у ребенка те виды поведения, которые ей нравятся, а эти виды поведения, в свою очередь, заставляют мать ухаживать за ребенком. Независимо от соотношения врожденных и выученных компонентов развития привязанности значение ее несомненно. Дети, включенные в такие отношения, активнее исследуют свое окружение, опираясь на поддержку матери. Они смелее откликаются на обращение незнакомых людей, опять-таки полагаясь на мать как на «островок безопасности». Высказывается предположение о том, что дети, не сумевшие сформировать в ранние годы отношений привязанности, больше подвержены эмоциональным расстройствам в последующей жизни; также и родители, непривязанные к своим детям, чаще подвергают их жестокому обращению. Социальным работникам не следует считать, что привязанность формируется у младенцев раз и навсегда. С помощью подобных представлений оправдывали полное отлучение ребенка от семьи, например при разлуке с матерью, помещенной в больницу, или при невозможности сформировать близкие отношения с ребенком в первые недели его жизни. Столь узкие взгляды на привязанность подразумевали, что ребенок не способен сформировать близкие отношения с несколькими людьми, а не с одним человеком или сделать это в последующие годы. Социальные работники придавали столь большое значение привязанности, что даже были разработаны специальные шкалы, позволявшие оценить качество отношений между детьми и теми, кто за ними ухаживал. Последние психологические исследования показывают, что привязанность – процесс длительный, проходящий ряд стадий, поэтому нарушение отношений между матерью и ребенком, даже если оно имело место в раннем детстве, не является необратимым. Социальные работники научились гибко использовать данную концепцию, учитывая привязанность наряду с другими факторами при оценке качества взаимоотношений.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|