|
ЭМОЦИИ(от лат. emovere — возбуждать, волновать) — переживание человеком его отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе; одна из форм отражения объективной действительности. В соответствии с информационной теорией эмоций их качество, степень и знак определяются потребностью и прогнозированием вероятности ее удовлетворения на основе врожденного и ранее приобретенного опыта. Низкая вероятность удовлетворения потребности делает Э. отрицательным (страх, гнев, горе и др.), возрастание вероятности удовлетворения потребности по сравнению с ранее имеющимся прогнозом придает Э. положительную окраску (радость, воодушевление, удовольствие и т. п.). Э., возникающие на базе высших социальных потребностей человека, принято называть чувствами — интеллектуальными, этическими, нравственными (чувство долга, любви и т. д.). Сильные, стремительно возникающие Э. носят название аффектов; длительно сохраняющиеся эмоциональные состояния называют настроением. В зависимости от преобладания в данной Э. активизирующих или угнетающих влияний на поведение субъекта Э. разделяют на стенические и астенические. Положительные Э. обычно благоприятно влияют на жизнедеятельность и работоспособность человека. Отрицательные Э. зачастую приводят к напряженности функциональных систем организма, нарушают гармонию обменных процессов. При этом преобладают либо напряженная «давящая» активность, либо угнетенность. Отрицательные Э. нередко способствуют возникновению ряда заболеваний и прежде всего сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных. В множестве эмоциональных процессов выделяют особый вид собственно Э. В отличие от аффектов и настроений, они могут слабо проявляться внешне и имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Собственно Э. имеют также идеаторный характер — они способны предвосхищать ситуации и события и возникают в связи с актуализацией представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться. Проявляясь в ответ на воздействие жизненно значимых событий, Э. способствуют либо мобилизации, либо торможению психической деятельности и поведения; в т. ч. они влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятие, внимание, мышление и др. Возникающие при переживании Э. физиологические процессы выступают (наряду с мимическими, пантомическими и речевыми показателями) в психологических экспериментах объективными индикаторами эмоциональных состояний. С позиций инженерной психологии Э. можно рассматривать как реакции формирования деятельности, адекватной концептуальной модели, сформировавшейся в сознании человека. Они обусловлены выбором качественных и количественных параметров деятельности на основе оценки собственных и внешних возможностей достижения трудовой цели. Благодаря Э. происходит преобразование структуры деятельности: одни ее элементы усиливаются, другие — ослабляются и т. п. Одним из условий формирования Э. является оценка оператором своих возможностей и соотнесение их с целью деятельности. Исходя и всего сказанного можно сделать следующие выводы: во-первых, в любой деятельности человека всегда имеется элемент Э., во-вторых, в зависимости от адекватности субъективной концептуальной модели реальной ситуации Э. могут способствовать трудовой деятельности человека или ухудшать ее; вследствие этого возникают два аспекта анализа и изучения Э. Один из них связан с задачей использования положительных сторон влияния Э., другой — предотвращения или нивелирования нежелательных проявлений Э. И, в-третьих, в профессиональной деятельности человека Э. выполняют две основные функции: побудительную (побуждают к определенному поведению) и регуляторную (регулируют поведение человека). Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|