СПОСОБНОСТИ

определяются как совокупность свойств (качеств) вещей, системы, проявляющихся в процессе функционирования. С психологической точки зрения С. является одним из свойств личности. Они представляют такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях. С. обладают теми же качествами, что и психологические функции: аналитичностью и абстрактностью (В. Д. Шадриков). Для классификации С. используют несколько критериев. По критерию вида психических функциональных систем С. разделяют на сенсомоторные, перцептивные, имажитивные, мнемические, мыслительные, аттенционные, коммуникативные; по критерию основного вида деятельности — на научные (математические, лингвистические и пр.), творческие (музыкальные, литературные, художественные и др.). инженерные и т. д. Кроме того, различают общие и специальные С. Общие С. характеризуются уровнем развития основных психических функций и проявляются в широком круге деятельностей. Среди них выделяют обычно интеллект, креативность (общую способность к творчеству), обучаемость. Специальные С. образуются специфическими сочетаниями свойств, необходимых для конкретной деятельности, профессии. Будучи взаимосвязанными, общие и специальные С. развиваются в единстве. При этом каждая С. включает целый ряд психических особенностей человека и зависит от них. К ним можно отнести, напр., внимательность, наблюдательность, определенные качества памяти, воображение, мышления (глубина, критичность, гибкость, быстрота). Эти качества в совокупности формируют интеллект человека. Психологическими предпосылками развития С. являются мотивы. Качественный анализ С. направлен на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые необходимы для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности. Эта задача решается в процессе профессионального отбора. Количественные измерения С. характеризуют меру их выраженности. Наиболее распространенной формой оценки выраженности С. являются тесты. Высокий уровень развития общих или специальных С. характеризуется как общая или специальная одаренность. Факторами, способствующими развитию С, являются: расширение и углубление знаний и интересов; формирование направленности личности, ее характера, эмоционально-волевых качеств; обогащение деятельности профессиональными умениями и навыками, общественно-значимым содержанием; развитие критического отношения к себе и результатам своей деятельности и т. п. Высшим уровнем развития. способностей являются талант и гениальность. Исследование С. и разработка методик их диагностики и развития имеют в инженерной психологии важнейшее значение для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации и отбора операторов, их психологической поддержки, организации тренировок и т. п.

Просмотров: 1252
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • "F84" Общие расстройства психологического (психического) развития
  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Диагностика ошибок по результатам обучения (учебной деятельности)
  • ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
  • ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении
  • Опросник формально-динамических свойств индивидуальности человека
  • ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА
  • ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Ресурсы развития человека
  • Стадии развития человека
  • ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
  • Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков)
  • УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь