Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 САМООЦЕНОЧНЫЕ МЕТОДЫ



САМООЦЕНОЧНЫЕ МЕТОДЫ

(в инженерной психологии и эргономике) — группа субъективных психологических методов изучения трудовой деятельности, характерной чертой и отличительной особенностью которых является то, что информацию об исследуемой деятельности или о себе лично дает сам испытуемый. Эта информация носит субъективный характер, может сознательно или бессознательно искажаться испытуемым, однако зачастую она является единственным источником сведений об особенностях деятельности, недоступных получению с помощью других методов. Это связано с тем, что никто другой как сам участник трудового процесса, не в состоянии объяснить многие нюансы деятельности, возникающие при ее выполнении трудности, применяемые трудовые приемы и способы их выполнения и т. п. Рассматриваемые методы во многих случаях успешно дополняют другие методы исследований и применяются в совокупности с ними. Основными из С. м. являются самонаблюдение, самооценка и самоотчет. Самонаблюдение — это наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого субъекта. В этом случае исследователь становится учеником и систематически изучает профессию, приобретая трудовые навыки, все больше и больше в них совершенствуясь. Это позволяет проследить специфические трудности и особенности овладения профессиональной деятельностью. Такой прием получил название трудового метода. При проведении самоотчета испытуемый получает инструкцию «думать вслух» в процессе работы, т. е. проговаривать каждую операцию, каждое наблюдение за прибором, каждое восприятие сигнала. Иногда с этой целью испытуемого просят рассматривать исследователя, как ученика и объяснять ему необходимые действия. Сначала самоотчет охватывает узкий круг вопросов, потом этот крут расширяется. Как показывает практика, после определенных трудностей, связанных с привыканием к новым условиям, испытуемые оказываются в состоянии сообщать о своих размышлениях и действиях без нарушения структуры деятельности. В некоторых случаях словесная объективизация деятельности помогает испытуемым осознать те моменты на которые они прежде не обращали внимание, и оказывает положительное влияние на успешность деятельности. Для анализа внутренней структуры мыслительных операций метод самоотчета («думание вслух») является пока незаменимым. Самооценка — оценка ценности, значимости, которой испытуемый наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет система личностных сигналов человека, принятая им система ценностей. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношение с другими людьми. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе реального и идеального представления о себе. В инженерно-психологических и эргономических исследованиях метод самооценки наиболее часто реализуется путем применения различного рода опросников, в которых испытуемые, отвечая на те или иные вопросы, дают информацию о тех или иных своих качествах или состояниях. Одним из видов опросников являются личностные опросники (напр., психодиагностический тест, шестнадцати факторный опросник Р. Кэттела и др.). Помимо этого опросники могут применяться для субъективной оценки функциональных состояний (напр., методика САН, Спилберга — Ханина и др.), стиля поведения, предрасположенности к конфликтному поведению и т. п.

Просмотров: 2058
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Анализ результатов деятельности
  • БАЗИСНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ) КЛИЕНТА
  • Вид профессиональной деятельности
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • Критерий оценки трудовой деятельности
  • МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Методы библиотерапевтической деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • Навыки учебной деятельности
  • ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПСД)
  • ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СИСТЕМА или ЭТАЛОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Самооценка и самоанализ деятельности учреждения
  • Стили профессиональной деятельности
  • ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
  • УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ЦЕЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • анализ результатов деятельности
  • метод анализа результатов деятельности
  • метод изучения продуктов деятельности
  • метод сравнительного анализа индивидуальной и групповой деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь