ПСИХОЛОГИЯ

(от греч. psyche — душа и logos — наука) — наука о законах активного отражения индивидом объективной реальности; изучает психику человека и животных. Важнейшая задача П.— изучение психики человека и ее высшей, специфически человеческой формы — сознания. Наиболее изучены в П. познавательные процессы — ощущение, восприятие, память, мышление. Менее изучены проблемы внутренней регуляции деятельности человека, потребности, мотивы, аффективно-волевые процессы. Изучение личности в П. развивается по трем направлениям: дифференциально-психологическое (изучение индивидуальных различий), онтогенетическое (формирование личности в детском, юношеском и подростковом возрасте) и общепсихологическое (характеристика целостности личности, в отличие от целостности человека как биологического существа). Психика, являясь основным объектом изучения в П., рассматривается ею в контексте деятельности человека. Однако деятельность рассматривается в П. не сама по себе, а в плане психического управления ею. Такая деятельность называется ориентировочной. Она выступает, с одной стороны, как предмет исследования, а с другой стороны — как объяснительный принцип. Основными проблемами П. являются: 1) психофизиологическая (об отношении психики к ее телесному субстрату — мозгу); 2) психосоциальная (о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации индивидами и группами); 3) психопраксическая (о формировании психики в процессе реальной деятельности и зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов-образов, мотивов, личностных свойств, операций); 4) психогностическая (об отношении чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими реальности); 5) психофизическая (об отношении между величинами физических раздражителей и интенсивностью вызываемых ими ощущений) и пр. Разработка этих проблем ведется на основе принципов детерминизма (раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов), системности (трактовки этих явлений как внутренне связанных компонентов целостной психической организации), развития (изменения, преобразования психических процессов). Широкое развитие П. привело к ее дифференциации. Так появились психофизиология, психофизика, социальная, педагогическая, медицинская, дифференциальная, юридическая и др. отрасли П., многие из которых ныне имеют самостоятельный статус. Развитие промышленного производства поставило перед П. задачу изучения трудовых процессов в целях повышения их эффективности путем рационализации процесса и условий труда. Это привело к возникновению П. труда, в условиях автоматизации производства коренным образом изменившего характер трудовой деятельности человека, появилась инженерная психология. П. труда и дифференцировавшиеся в ней специальные дисциплины образуют вместе с физиологией, экологией, гигиеной и технической эстетикой комплексную область знания о труде — эргономику. В последние десятилетия появились и бурно развиваются такие новые отрасли П., как экономическая психология, психология компьютеризации, психология управления, экстремальная психология и др.

Просмотров: 724
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИО­НАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • Общение как предмет междисциплинарного изучения
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • Патология психики в старческом возрасте Систематика психических расстройств позднего возраста
  • Правовой статус человека, гражданина и личности -
  • принцип единства психики и деятельности
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
  • Рационализация процессов деятельности
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Структура психики человека
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТИПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
  • Убеждение, как форма деятельности
  • Феномен удвоения реальности человека
  • формирование личности, психики
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь