ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР

один из видов профессионального отбора, предназначенный для выяснения у кандидатов тех профессионально важных психологических качеств, которые необходимы для овладения профессиональными знаниями, навыками и умениями, определяющими успешность обучения в установленные сроки и эффективность последующей профессиональной деятельности. Среди других видов профессионального отбора П. о. занимает особое место. Это связано с тем, что психологические испытания позволяют достаточно быстро и эффективно измерить большое число психологических свойств, выявить тонкую структуру индивидуальных особенностей личности, которые другими методами можно определить лишь в процессе длительных наблюдений. Ценно, что психологические характеристики и свойства человека могут количественно выражать профессионально важные (значимые) качества личности и обладают для многих профессий достаточно высокой прогностичностью. Основной принцип П. о.— его обоснованность, которая рассматривается в двух аспектах: 1) обоснование необходимости проведения самого П. о., поскольку он целесообразен лишь для определенного круга видов деятельности, предъявляющих специальные требования к оператору; 2) выбор и обоснование необходимых методик П. о., адекватных характеру решаемой задачи. При проведении П. о. используются различные психологические методы исследования: опрос, беседа, экспертные оценки, регистрация трудовых действий и др., однако целями П. о. являются: 1) прогнозирование профессиональной пригодности к обучению по данной специальности; 2) прогнозирование профессиональной пригодности к специфической деятельности по конкретной специальности; 3) прогнозирование профессиональной пригодности к управлению и руководству другими людьми. П. о. проводится в следующей последовательности. Вначале составляется психограмма изучаемой деятельности и на основе ее определяются профессионально важные качества, необходимые для успешного обучения и выполнения деятельности. Затем выбираются методики, с помощью которых можно проверить степень развития этих качеств у кандидата на работу. По выбранным методикам проводятся контрольные испытания и оценивается корреляция между успешностью деятельности и результатом оценки кандидата по каждой методике и их совокупности. С целью выбора наиболее приемлемых методик и исключения малоинформативных используют корреляционный и факторный анализ. Итогом этой работы является обоснование необходимого и достаточного набора (батареи) методик, позволяющих с достаточной вероятностью прогнозировать профессиональную пригодность кандидатов. Затем разрабатываются и обосновываются организационно-методические формы проведения П. о., в соответствии с ними проводится обследование кандидатов и делаются выводы о их профессиональной пригодности (напр., абсолютно пригодные, условно пригодные, непригодные). При оценке профессиональной пригодности чаще всего ориентируются на поиск лиц с высоким уровнем развития обследуемых качеств (подход по максимуму), реже стараются выявить и отсеять лиц с низкими показателями этих качеств (подход по минимуму). Выбор подхода зависит от конкурса претендентов и сложности профессии.

Просмотров: 938
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Вид профессиональной деятельности
  • ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
  • КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
  • Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы.
  • МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
  • Область профессиональной деятельности
  • Объект профессиональной деятельности
  • Оценка военно-профессиональной пригодности
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ (ЗНАЧИМЫЕ) КАЧЕСТВА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА
  • ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Профессионально важные качества
  • Психологические свойства деятельности
  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СМЫСЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Стили профессиональной деятельности
  • ЦЕЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • индивидуальный стиль профессиональной деятельности
  • информационная основа профессиональной деятельности
  • прогнозирование профессиональной пригодности
  • профессионально-важные качества
  • психологический анализ профессиональной деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь