ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

требования к СЧМ (ее подсистемам, звеньям, элементам), определяемые характеристиками человека-оператора и устанавливаемые для оптимизации его деятельности. И.-п. т. учитываются в процессе проектирования, производства и эксплуатации СЧМ и предъявляются к различным ее элементам и к системе в целом. Различают общие и частные И.-п. т. Общие требования предъявляются для групп (класса) СЧМ, частные обусловлены назначением и особенностями эксплуатации конкретной СЧМ. Учет И.-п. т. необходим для обеспечения рационального распределения функций в СЧМ; рациональной организации рабочего места на основе учета в конструкции оборудования психологических и других возможностей и свойств человека; соответствия технических средств возможностям человека по приему и переработке информации и осуществлению управляющих воздействий; оптимальных для работоспособности и жизнедеятельности человека показателей производственной среды. И.-п. т. классифицируют по ряду признаков. Основными из них являются предметно-функциональный и признак по различным уровням и видам свойств человека. По первому признаку И.-п. т. делятся на: 1) требования к организации СЧМ (распределению функций между человеком и техникой, численности и квалификации оперативного и обслуживающего персонала СЧМ и др.); 2) требования к организации деятельности (структуре и алгоритму деятельности, информационным моделям, кодированию информации, организации режимов труда и отдыха, организации профотбора, предупреждению гипокинезии, организации групповой деятельности, обучения, тренировок ит .д . ) ; 3) требования к рабочим местам и техническим средствам деятельности управления и индикации, системам отображения и ввода информации, эксплуатационной документации, рабочим местам, пультам и пунктам управления и т. п.); 4) требования к факторам обитаемости (функциональным помещениям и рабочей среде). По второму признаку И.-п. т. делятся на: 1) гигиенические требования, которые определяют безвредные и безопасные условия жизнедеятельности человека и обусловливают роль среды в СЧМ; эти требования обеспечивают соблюдение норм микроклимата и ограничивают воздействие вредных и опасных факторов среды; 2) антропометрические требования, которые обусловливаются антропометрическими характеристиками и свойствами человека: размером, формой и весом человеческого тела и его отдельных частей; 3) физиологические требования, учитывающие энергетические возможности мышечного аппарата человека при эксплуатации техники; они определяют силу, быстроту, выносливость и другие физические свойства человека; 4) психологические и психофизиологические требования, определяющие соответствие СЧМ и ее элементов психологическим возможностям человека. К ним относятся особенности восприятия, памяти, мышления человека и закрепления им вновь приобретенных навыков. Психологические требования учитывают возможности участия человека в информационном взаимодействии человека и техники в СЧМ, влияние на легкость и быстроту формирования навыков человека, а также на объем и скорость переработки информации человеком. Важнейшим условием эффективности внедрения И.-п. т. при проектировании, производстве и эксплуатации СЧМ является их стандартизация. Наряду с термином «И.-п. т.» широко используется термин «эргономические требования», имеющий практически тот же смысл.

Просмотров: 1963
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Единые педагогические требования
  • Единые педагогические требования
  • Единые педагогические требования
  • ЗАДАЧИ, ТРЕБОВАНИЯ
  • Квалификационные требования
  • Компульснвные требования
  • МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Невротические требования
  • ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  • ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЕМУ ГРАЖДАН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
  • ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • Противоречивые требования
  • Психологические требования к менеджеру
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ
  • ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
  • ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО ГИПНОЗА
  • ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЧЕЛОВЕКУ
  • Требования к изучению базовых дисциплин
  • Требования к содержанию образования
  • Требования к учителю
  • Требования по изучению базовых курсов
  • Требования признания заслуг
  • Требования признания заслуг
  • Уровни организации человека
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ
  • ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
  • ЯЗЫКОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
  • Языковые требования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь