|
ЦВЕТхарактеристика зрительного ощущения, позволяющая наблюдателю распознавать качественные различия излучений, обусловленные различным спектральным составом цвета. Основными характеристиками Ц. являются: 1) цветовой тон — положение данного Ц. в спектре, определяемое доминирующей длиной волны в нанометрах; это свойство, которым один Ц. отличается от другого, напр, красный от желтого; 2) насыщенность Ц.— степень чистоты цветового тона, т. е. степень отличия хроматического Ц. от ахроматического при той же светлоте; измеряется в процентах; 3) светлота — степень удаления Ц. от абсолютно черного, определяется коэффициентом отражения в процентах. Ц. разделяются по нескольким признакам: хроматические (все спектральные Ц. плюс отсутствующий в спектре пурпурный Ц.; эти Ц. характеризуются цветовым тоном, насыщенностью и светлотой) и ахроматические (белый, черный и все оттенки серого Ц.; эти Ц. не имеют характеристик цветового тона и насыщенности и обладают только светлотой); выступающие (теплые), создающие зрительное впечатление приближения, и отступающие (холодные), создающие впечатление удаления окрашенного объекта; легкие (насыщенные) — светлые по тону и относящиеся к желто-зеленой части спектра, и тяжелые (ненасыщенные) — темные по тону, относящиеся к красно-фиолетовой части спектра. Отдельно следует выделить дополнительные Ц.— ими являются любые два хроматических Ц., которые при аддитивном смешении в соответствующих пропорциях дает ахроматический Ц. (напр., голубовато-зеленый и красный, голубой и оранжевый, синий и желтый и т. д.). Учет фактора Ц. при решении инженерно-психологических и художественно-конструкторских задач осуществляется по трем направлениям. Во-первых, Ц. используется как средство информации; он используется для ориентации в рабочем оборудовании (создание оптимального тона для предметов труда, выделение предметов в соответствии с их функцией, цветовое кодирование информации) и для ориентации в рабочей среде (применение Ц. и знаков безопасности, обозначение и маркировка коммуникаций). Во-вторых, Ц. является фактором психофизиологического комфорта; при этом учитывается психологическое (компенсация неблагоприятных воздействий трудового процесса и внешней среды) и физиологическое (создание физиологически оптимальных яркостных и цветовых соотношений) воздействие Ц. (подробнее см. Психологическое значение цвета, Физиологическое значение цвета). В-третвих, Ц. используется как средство композиции; в этом случае учитывается эстетическое воздействие Ц. (использование эффекта красоты отдельных Ц., достижение гармоничности цветовых сочетаний) и решаются задачи выявления объемно-пространственной композиции (выделение композиционных особенностей оборудования и производственного помещения). Для подбора нужных Ц. и их оттенков используются специальные атласы образцов. При их построении учтены способности зрительного анализатора к цветовому восприятию объектов. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|