Сравнительная психология

— 1) раздел психологии, изучающий сходства и различия в поведении и психике между животными и человеком, а также эволюцию поведения и психики в процессе антропогенеза; 2) общее название для любых сравнительных исследований в психологии, при которых сравниваются психологические особенности людей, отличающихся по тому или иному признаку, например, относящихся к разным культурам, национальностям, возрастным группам, обладающих разным социально-экономическим статусом, здоровых и больных и т.д.; 3) синоним зоопсихологии; 4) американское психологическое направление в изучении поведения животных. С. п. стала активно развиваться со второй половины XIX в. после появления эволюционной теории Дарвина. В конце XIX — начале XX в. она понималась как наука об эволюции психики в животном мире, а также в качестве синонима зоопсихологии с акцентом на использование сравнительного метода и как название для науки, объединяющей зоопсихологию и психологию человека. Постепенно в С. п., как и в зоопсихологии, все большее влияние стал приобретать объективистский подход, сторонники которого требовали исключить психику животных из научного изучения, поскольку о ней нельзя получить непосредственных свидетельств, и офаничиться исследованием объективно наблюдаемых явлений — поведения и его физиологических основ. С середины 30-х ]•: вплоть до 70-х гг. этот подход был господствующим, однако в нашей стране преобладало представление, что С. п. должна изучать не только поведение, но и психику (см. труды Н.Н. ЛадыгинойКотс, Н.Ю. Войтонса и др.). В Европе, в том числе в нашей стране, утвердилось представление о С. п. как об отрасли психологии, занятой сравнением психологических характеристик человека и животных, чтобы выявить сходства и различия и понять ход антропогенеза. В Европе термин «С. п.» используется также как обобщающее наименование всех исследований в психологии человека, где применяется сравнительный метод (при сравнении психологии разных народов, культур, возрастных групп и т.п.), а также иногда продолжает употребляться как синоним зоопсихологии или как название для всех сравнительных исследований поведения и психики у животных разных видов, включая человека. В последнем случае определение С. п. практически совпадает с определением этологии. В Америке термин «С. п.» как синоним зоопсихологии стал обозначать изучение поведения животных в рамках психологии. Основополагающее значение для формирования американской С. п. имели работы психологов Э. Торндайка (Е. Thorndike) и Р. Йеркса (R. Yerks). Решающее влияние на развитие американской С. п. оказал бихевиоризм с его объективистской установкой на изучение исключительно поведения в рамках концепции «стимул — реакция». В американской С. п. поведение животных в основном служило моделью поведения человека, и абсолютное большинство исследований велось в строго контролируемых лабораторных условиях. Так как бихевиористская психология считала все поведение комбинациями немногих безусловных, а в основном условных рефлексов, главным предметом изучения в американской С. п. стали процессы научения. Представление об универсальности законов научения и антропоцентризм привели к тому, что с середины 30-х гг. большинство сравнительных психологов в Америке ограничились изучением немногих видов лабораторных животных, и сравнительный аспект почти исчез из их исследований. В 50-е гг. началась активная полемика между американской С. п. и этологией, но затем возникло взаимное влияние, благодаря которому, а также критике со стороны самих психологов, в американской С. п. возросло внимание к изучению поведения животных в природных условиях. Особенности этого поведения стали учитывать в лабораторных экспериментах, вновь стал развиваться сравнительный эволюционный подход, расширилось разнообразие изучаемых видов и оживился интерес к генетике поведения. Поскольку этологи обнаружили, что у каждого вида животных существуют свои специфические врожденные ограничения и предрасположенности в научении, возникшие в ходе эволюции, стало ясно, что способности животных к научению и их интеллект нельзя сравнивать, используя одномерную шкалу и располагая их в одном ряду от низших к высшим. В связи с этим, в американской С. п. при сравнении способностей к научению у разных видов животных акцент переместился на изучение качественных отличий вместо преобладавших ранее количественных. Когда в 70-е гг. XX в. в науке возродился интерес к психике животных, специалисты пришли к убеждению, что возможность сравнений в этой области вообще весьма проблематична. Более перспективным считается сравнительный подход, выработанный в этологии, при котором сравнивают поведение в основном близкородственных видов. Весьма продуктивным оказалось сравнительно-психологическое изучение человекообразных обезьян и человека. В 60-е гг. этологи, психологи и антропологи начали активно изучать поведение обезьян в естественных условиях, и это открыло новые возможности для создания теоретических представлений об эволюции приматов и человека. При сопоставлении психических процессов у приматов и человека особое внимание привлекли попытки обучить человекообразных обезьян человеческому языку с помощью зрительных символов, а также выяснить, способны ли обезьяны к логическим рассуждениям, осознанию самих себя, обладают ли они намерениями и т.п. В последнее время в Европе термин «С. п.» выходит из употребления, поскольку это название закрепилось за американской С. п., а также потому, что сравнение поведения и психики разных животных, включая человека, стало неотъемлемой частью проблематики различных дисциплин — этологии, социобиологии, когнитивной этологии и антропологии — и превратилось в междисциплинарную область. Е.А.Гороховская

Просмотров: 784
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
  • Агрессивное поведение животных
  • Групповое поведение животных
  • Групповое поведение животных
  • Детерминация биологическая поведения человека
  • ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
  • ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ животных
  • ИНТЕЛЛЕКТ животных
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ животных
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ у животных
  • Инстинктивное поведение животных
  • Инстинктивное поведение животных
  • Интеллект животных
  • Интеллект животных
  • Исследовательское поведение животных
  • Исследовательское поведение у животных
  • КОНЦЕПЦИЯ ИГРОВОГО поведения животных К.Э. Фабри
  • МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Матрица профессионального поведения человека
  • НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ПОВЕДЕНИЕ животных
  • Поведение животных
  • Поведение ритуализованное у животных
  • Половое поведение животных
  • Расстройства психики и поведения при поражениях ЦНС
  • Родительское поведение животных
  • СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
  • ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
  • Территориальное поведение животных



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь