РЕГРЕССИЯ СОЗНАНИЯ

(в конфликте) – переход от более высоких и сложных форм реагирования индивида на ситуацию взаимодействия к более простым. По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной сферы психики. Процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности. Он развивается не хаотически, а поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону. Первый этап Р. с. отражает развитие предконфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность. Меры, принимаемые одной стороной для изменения позиции оппонента, понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации. Второй этап – начало эскалации. Все надежды сосредоточиваются на действии, заменяющем диалог. Однако ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердости вызвать перемену позиции оппонента, тогда как никто не готов уступить. Зрелый, сложный взгляд на реальность жертвуется в пользу упрощенного подхода, который легче поддерживать эмоционально. Действительные проблемы конфликта теряют значимость. Личность противника оказывается в центре внимания. На третьем этапе функционирование психики регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего возрасту 6–8 лет. У человека еще присутствует образ «другого», но он больше не готов считаться с мыслями, чувствами и положением этого «другого». В эмоциональной сфере начинает доминировать черно-белый подход, т. е. все, что «не я» или «не мы», является плохим и поэтому отвергается. На четвертом этапе эскалации признаки поступательной Р. с. проявляются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной – себя. На карту ставятся «священные ценности», убеждения и высшие моральные обязательства. Сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противоположной стороны застывает в жестком образе врага. Враг обесценивается до состояния «вещи» и лишается человеческих черт. Однако те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Из-за этого неопытному наблюдателю трудно принимать во внимание их глубоко регрессировавшее восприятие других, принимая меры по урегулированию конфликта. Р. с. не является неизбежной для человека в трудной ситуации социального взаимодействия. Многое зависит от воспитания, усвоения моральных норм и всего того, что называют «социальным опытом конструктивного взаимодействия».

Просмотров: 1211
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • ВОСПРИЯТИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
  • ГУМАНИЗМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
  • ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОППОНЕНТА
  • ДЕЛЕГИТИМИЗАЦИЯ ОППОНЕНТА
  • Деиндивидуализация оппонента
  • Деятельностный подход (к изучению психики)
  • ИНТЕРЕСЫ ОППОНЕНТА
  • КОНФЛИКТА НАЧАЛО
  • КРИТЕРИЙ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА
  • МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
  • ПОДДЕРЖКА ОППОНЕНТА
  • ПОСЛЕ ЭТОГО ЗНАЧИТ ПО ПРИЧИНЕ ЭТОГО
  • ПОТРЕБНОСТИ ОППОНЕНТА
  • ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
  • Развитие психики
  • Развитие психики
  • Ранг оппонента
  • Расстройства психики на фоне экстремальной ситуации
  • Регрессия (в психике человека)
  • СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ
  • Структура психики человека
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • ТИПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
  • Теория конфликта внимания
  • Техника в структурной семейной психотерапии, заключающаяся в выборе одной из сфер семейного взаимодействия с целью исследование ее структурных элементов. Функциональный анализ (FUNCTIONAL ANALYSIS)
  • УСТАНОВКА НА ОППОНЕНТА
  • ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  • ЭТАП КОНФЛИКТА
  • деятельностный подход (к изучению психики)
  • принцип единства психики и деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь