(англ. survey, survey research) – один из двух основных видов опросных методов (наряду с интервью), применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов (знаний, мнений, оценок, поведения). А. о. широко используется в социологии, психологии, педагогике, др. областях науки и практики. Существенная особенность А. о. – опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым (респондентом, т. е. «отвечающим», от лат. responsare – отвечать), которые общаются при помощи анкеты, причем респондент (по возможности) сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы. Виды А. о.: 1) в зависимости от числа одновременно опрашиваемых А. о. м. б. групповым или индивидуальным; 2) по процедуре А. о. м. б. очным (анкетер сам раздает и собирает анкеты; может присутствовать при заполнении) или заочным; 3) А. о., кроме того, м. б. анонимным или персонифицированным (обычно первый побуждает респондента к большей откровенности). Надежность данных А. о. зависит от множества факторов, в т. ч. от: а) распространенности А. о. в обществе; б) правильного выбора адресата; в) умения мотивировать его; г) соответствия анкетных вопросов цели и задачам исследования (вопросы, стоящие перед исследователем, д. б. переформулированы в вопросы, предлагаемые респонденту); д) соблюдения правил построения опросника, учитывающих эффект научения (в начале помещают более простые фактологические вопросы, затем – касающиеся мнений и оценок и далее – вновь простые, обычно т. н. «паспортичка» – вопросы демографического характера о респонденте); е) понятности указаний по заполнению и возвращению анкеты; ж) четкости, понятности, доступности формулировок вопросов и ответов; напр. недвусмысленность всех эталонов измерения (по времени, частоте, степени выраженности и пр.); з) полноты и сбалансированности списка предлагаемых ответов; и) использования разных типов вопросов – открытых и закрытых, прямых и косвенных, личных и безличных, вопросов-фильтров, контрольных; к) отсутствия намеков на желаемый ответ. Надежность результатов А. о. проверяется или повторением процедуры на той же группе, или использованием др. методик; анализом документов, наблюдением, опросом экспертов, групповой дискуссией и т. д. В отечественной конфликтологии А. о. используется достаточно широко. Одной из причин этого является трудность применения наблюдения и эксперимента при исследовании конфликтов. Главная проблема А. о. в конфликтологии – обеспечение достоверности получаемой информации.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.