ЭРОС

– бог любви, олицетворяющий собой созидательное начало, страсть, сексуальность.

   В древнегреческих мифах Эрос выступал в качестве величайшего блага, объединяющей жизненной силы, одухотворяющего начала. Древнегреческие мыслители, включая Аристофана, Платона, Ариксимаха, соотносили Эрос с телесной и духовной любовью, с всепоглощающей разрушительной страстью и с творческой созидательной энергией.

   В психоанализе понятие Эроса используется в нескольких значениях: сексуальное влечение или либидо, сексуальность как таковая, любовь в широком и узком смысле этого слова, инстинкт жизни.

   В период становления и первоначального развития психоанализа З. Фрейд отдает предпочтение термину либидо. В книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) и в предисловии к четвертому изданию «Трех очерков по теории сексуальности» (1920) он впервые вводит в свои размышления понятие Эроса. В первой работе основатель психоанализа одновременно апеллирует к либидо, либидозным влечениям и к Эросу, инстинкту жизни. По его мнению, стремление Эроса объединять все органическое во все большие единства заменяет собой то, что некоторые аналитики, в частности А. Адлер, называют «инстинктом совершенства». Либидо сексуальных первичных позывов можно было бы рассматривать как совпадающее с «объединяющим все живущее Эросом поэтов и философов». В этой же работе З. Фрейд писал о том, что Эрос действует как инстинкт жизни в противоположность инстинкту смерти и что при рассмотрении либидозного характера инстинкта самосохранения он отваживается на дальнейший шаг и признает «сексуальный инстинкт Эросом». В предисловии же к четвертому изданию «Трех очерков по теории сексуальности» основатель психоанализа подчеркивал, что ставшее необходимым благодаря анализу детей и так называемых перверсных взрослых расширенное понятие сексуальности является близким «к Эросу «божественного» Платона».

   В работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) З. Фрейд сделал дальнейшие пояснения по поводу психоаналитического понятия либидо, любви и Эроса. Под либидо понимается энергия первичных влечений, которые имеют дело со всем тем, что можно обобщить понятием любви. Под любовью – половая любовь, любовь к себе, любовь родителей, детей, дружба и общечеловеческая любовь. Расширенным понятием любви психоанализ не создал ничего оригинального. В своем происхождении, действии и отношении к половой любви Эрос Платона соответствует психоаналитическому понятию любовной силы, либидо.

   Поясняя свою позицию по данному вопросу, основатель психоанализа замечал: «Кто видит в сексуальном нечто постыдное и унизительное для человеческой природы, волен, конечно, пользоваться более аристократическими выражениями – эрос и эротика. Я бы и сам с самого начала мог так поступить, избегнув таким образом множества упреков. Но я не хотел этого, так как я, по мере возможности, избегаю робости. Никогда не известно, куда таким образом попадешь. Сначала уступишь на словах, а постепенно и по существу. Я не могу согласиться с тем, что стыд перед сексуальностью – заслуга; ведь греческое слово эрос, которому подобает смягчить предосудительность, есть не что иное, как перевод нашего слова любовь».

   В последующих своих работах З. Фрейд часто использовал понятие Эроса как в противопоставлении инстинкта жизни инстинкту смерти, так и в качестве аналога любви, либидо. В частности, в работе «Недовольство культурой» (1930) он писал о «вечном Эросе», отстаивающим свои права в борьбе с равно бессмертным противником, инстинктом смерти. В «Очерках о психоанализе» (1938) – об «Эросе (или инстинкте любви)» и энергии Эроса, о которой, как подчеркивал З. Фрейд, «далее мы будем говорить как о «либидо».

   В современной психоаналитической литературе понятие Эроса используется наряду с такими понятиями, как либидо и любовь. Наиболее часто данный термин употребляется в контексте противопоставления Эроса (влечения к жизни) Танатосу (влечению к смерти).

   

Просмотров: 1666
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ЭТИКА ПРЕОБРАЖЕННОГО ЭРОСА. Проблемы Закона и Благодати»
  • ЛИБИДО
  • ЛИБИДО
  • ЛИБИДО
  • ЛИБИДО
  • ЛИБИДО
  • ЛИБИДО
  • ЛИБИДО
  • ЛИБИДО
  • ЛИБИДО
  • ЛИБИДО
  • ЛИБИДО
  • ЛИБИДО
  • ЛИБИДО
  • ЛИБИДО
  • ЛИБИДО
  • ЛИБИДО
  • Либидо
  • Либидо
  • Либидо
  • Либидо
  • Либидо
  • Либидо
  • Либидо
  • Либидо
  • Либидо
  • Либидо
  • Либидо
  • Любовь и власть (воля к любви и воля к власти
  • либидо



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь