РАУШЕНБУШ Уолтер

(1861-1918) - американский протестантский теолог, лидер социального евангелизма. После окончания богословской семинарии в Рочестере стал баптистским пресвитером в бедном районе Нью-Йорка. Непосредственное знакомство с жизнью городских трущоб воодушевило Раушенбуша на разработку доктрины социального евангелизма, систематически изложенную им в книге «Христианство и социальный кризис» (Christianity and Social Crisis, 1907). Наступил, утверждал он, «Великий день Христа», когда раскрылись способности человека построить «Царство Божие путем преобразования всех общественных отношений в соответствии с нормами евангельской морали, и прежде всего главной из них — заповедью любви». Поэтому церковь не должна оставаться равнодушной к страданиям людей и ограничиваться заботой о спасении отдельных индивидов. Ее главная задача — добиться «перенесения гармонии небес на землю», что должно ликвидировать социальное зло и эксплуатацию, заменив ее системой добровольных услуг.

Раушенбуш последовательно развивает идеи либерального протестантизма 19 в., соответствующим образом интерпретируя ключевые христианские догматы (см. Догматы христианские) и понятия. По его мнению, в людях заложен особый социальный инстинкт, который составляет основу жизни общества и моральных норм; он проявляется прежде всего в стремлении к добру и любви к другом людям. Поэтому христиане способны своими силами преодолеть социальную несправедливость, сознательно и в качестве младшего партнера Творца эффективно участвовать в создании Царства Божьего. Тем самым в отличие от ортодоксальной протестантской концепции трансцендентного Бога, пребывающего по ту сторону человеческого опыта, он утверждает концепцию имманентного Бога. Соответственно и понятие греха интерпретируется Раушенбушем не как полная утрата свободы воли и склонности к добродетели (М. Лютер, Ж. Кальвин), но как духовный и практический эгоизм, себялюбие, игнорирование интересов других людей, т. е, как мирской порок, поддающийся исправлению в результате осознания истинными христианами своего земного призвания и неустанного самосовершенствования.

Взгляды Раушенбуша выразили социальные позиции лидеров крупнейших протестантских церквей США, озабоченных растущими противоречиями труда и капитала, что привело к бурному росту христианских рабочих организаций и профсоюзных объединений. Последующее развитие США, особенно 1 -я мировая война и годы депрессии, выявили утопичность «позитивной» программы Раушенбуша, в 1930-х гг. подвергшейся резкой критике со стороны Райнхольда Нибура. Одна^ ко страстные обличения Раушенбушем мучительных противоречий индустриального общества и защита идеалов либерализма оказали громадное влияние на позиции христианских идеологов и протестантских церквей, в частности на социальную философию М. Л. Кинга. Выдвинутая Раушенбушем концепция мирной «революции духа», противопоставляемая Октябрьской «захватной революции» 1917, была положена в основу программы российских баптистов.

Соч.: Социальные принципы Иисуса Христа. Нью-Йорк, б. г.; Christianizing the Social Order, 1912; The Social Principles of Jesus, 1916; A Theology for the Social Gospel, 1922. Лит.: Кислова А. А. Социальное христианство в США. М., 1974; Митрохин Л. Н. «Социальный евангелизм» Раушенбуша.— В кн.: Баптизм: история и современность. СПб., 1997.

Л. Н. Митрохин

Просмотров: 548
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • CONTRAT SOCIAL
  • SOCIAL SOFTWARE
  • Адресные социальные программы
  • Воскресение Иисуса Христа
  • ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСКИЕ
  • МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ
  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ ХРИСТА
  • ПОСЛАНИЕ НА СОЦИАЛЬНОМ УРОВНЕ (SOCIAL-LEVEL MESSAGE)
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей
  • Программы социального развития на федеральном, региональном и местном уровнях
  • Программы социальной поддержки пожилых людей
  • Развитие социального поведения людей
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ (SOCIAL DIAGNOSIS)
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ЕВАНГЕЛИЗМ
  • Социальная мобильность (SOCIAL MOBILITY)
  • Социальная позиция (SOCIAL POSITION)
  • Социальная роль (SOCIAL ROLE)
  • Социальная стратификация (SOCIAL STRATIFICATION)
  • Социального научения теория (SOCIAL LEARNING THEORY)
  • Социального обмена теория (SOCIAL EXCHANGE THEORY)
  • Социальное движение (SOCIAL MOVEMENT)
  • Социальные группы (SOCIAL GROUPS)
  • Социальные изменения (SOCIAL CHANGE)
  • Социальные институты (SOCIAL INSTITUTION)
  • Социальный дарвинизм (SOCIAL DARWINISM)
  • Социальный диалект (Социолект, Социальный жаргон, Социальный вариант языка)
  • Социальный лидер
  • Социальный эволюционизм (SOCIAL EVOLUTIONISM)
  • Универсальные социальные программы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь