|
ПРАШАСТАПАДА(Prasastapada) (др. имена: Прашастамати, Прашастадева, Прашастакарадева) (ок. 4—6 вв.) — индийский философ, главный систематизатор учения ваишешики, автор «Падартхадхармасанграхи». Несмотря на то, что базовым текстом школы вайшешика являются «Вайшешика-сутры», сочинение Прашастапады пользовалось гораздо большим авторитетом, о чем свидетельствует значительное количество комментариев к нему, среди авторов которых — крупнейшие средневековые мыслители Вьомашива, Шридхара и Удаяна. Еще четыре комментария были созданы в период навья-ньяи Джагадишей, Падманабхамишрой, Маллинатхой и Шанкарамишрой. С точки зрения Э. Фраувалльнера, сочинение Прашастапады, посвященное шести категориям (падартха), было «ортодоксальной реакцией» на версию ваишешики с десятью категориями, предложенную Чандрамати. Он также считает, что, судя по знакомству Прашастапады с достижениями буддийских логиков, он не мог жить раньше 2-й пол. 6 в. Существуют и другие датировки его жизни (Ф. И. Щербатской предполагает, что он мог быть современником Васубандху и жить в 4—5 вв). «Падартхадхармасанграха» разбита на шесть книг (нирупана) в соответствии с категориями: «субстанция» (аравья), «качество» (гуна), «движение» (карма), «общее» (саманш), «особенное» (вишеша) и «присущность» (самавая), каждая из которых подразделяется на части (пракараны), посвященные подвидам категорий, а в отдельных случаях сходным и различительным характеристикам как самих категорий, так и их видов. Возможно, что именно Прашастапада вводит концепцию шести категорий вайшешики, в отличие от трех в «Вайшешика-сутрах», десяти у Чандрамати и семи у авторов ньяявайшешики. Существенным нововведением Прашастапады является учение о космических циклах — космической ночи (пралая) и последующем творении (сарга) мира из атомов, в котором на правах демиурга участвует бог Ишвара. положившее начало теистической традиции вайшешики. К 17 качествам «Вайшешика-сутр» Прашастапада добавляет 7 новых, вводит деление движений на «сознательные» и «бессознательные», разрабатывает теорию числа, формулирует систематические основы реализма универсалий. Вслед за буддийским логиком Дигнагой Прашастапада различает два этапа чувственного познания — чистое восприятие без предикации (нирвикальпа пратьякша) и восприятие с приписыванием характеристик (савикальпа пратьякша), классифицирует логический вывод на «вывод для себя» и «вывод для другого». Не без влияния буддийской логики формулирует правило выводного знака (трайрупья), что придало его концепции логического вывода более дедуктивный характер, чем у соответствующей доктрины иайяика Ватсьяяны. Соч.: Prasastapadabhashyam ofPrasasta Devacarya with commentaries (up to Dravya) Sukti by Jagadisa Tarkalankaara, Setu by Padmanabha Misra and Vyomavati by Vyomasivacharya, ed. by M. M. Gopinath Kaviraj and Panditraj Dhundhiraj Shastri. Varanasi, 1983; With the Commentary Kiranavali of Udayanacarya, ed. by Jitendra S. Jelty Baroda 1971 ; With the Commentary Nyayakandali of artdhara, ed. by Vindhyesvan Prasad Dvivedin, 1984 (англ. пер. G.Jha. Benares, 1982). Word Index to the Prasastapadabhasya. A Complete Word Index to the Printed Editions of the Prasastapada, ed. by J. Bronkhorst and Y. Rainseier, Delhi, 1994. В. Г. Лысенко
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|