МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ

— состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных совокупностей людей, именуемых общественностью или публикой, к событиям и фактам социальной действительности. Вопреки распространенному взгляду, общественное мнение  представляет собой не любое публичное высказывание тех или иных представителей общественности (напр. политических лидеров) и тем более не механическую сумму множества высказываний, зафиксированных в ходе т. н. социологических опросов общественного мнения, а органический продукт социальной жизни, некое коллективное суждение, возникающее в процессе и результате сложной социальной коммуникации, публичной дискуссии. Возникновение этого продукта предполагает наличие в обществе многих важных условий: общественности, осознающей себя в качестве субъекта социального поведения; обильного потока свободной и доступной массам информации по предмету обсуждения; интереса у масс к этой информации; способности масс артикулировать свою позицию; наконец, широкой сети безотказно функционирующих каналов межперсональной и межгрупповой коммуникации.

Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Вместе с тем границы его суждений достаточно определены. Как правило, в качестве объекта высказываний масс выступают лишь те факты и события действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью. В каждом конкретном случае содержание и др. характеристики общественного мнения (степень его единодушия, знак высказываний и т. д.) определяются рядом факторов — социально-демографической структурой высказывающейся общности, степенью совпадения интересов входящих в нее различных групп, характером обсуждаемого вопроса и т. д. При этом процессы формирования и функционирования общественного мнения могут протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных институтов, но чаще всего они являются результатом целенаправленного действия разного рода государственных учреждений, политических организаций, средств массовой информации и т. д. Общественное мнение действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных классов, групп и слоев населения. В этом смысле можно говорить не только об общественном мнении всей страны, но и об общественном мнении, напр., рабочих, молодежи, того или иного региона, лиц одной профессии, работников данного предприятия, членов данной организации и т. п. Т. о., применительно к названным общностям носителем (субъектом) общественного мнения может выступать как общность в целом, так и любые составляющие ее части — независимо от содержания их суждений, от того, высказываются ли они «за» или «против», образуют ли «большинство» или «меньшинство». В соответствии с этим по своей структуре общественное мнение может быть монистичным (единодушным) или плюралистичным, состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения. Отражающее несовпадающие интересы различных слоев населения, складывающиеся на различных по глубине уровнях общественного сознания, подвергающееся манипулированию со стороны СМИ, общественное мнение может быть в большей или меньшей степени адекватным реальному положению вещей или иллюзорным, содержащим ошибочные представления о действительности.

В различных демократических обществах привычными каналами (и формами) выражения общественного мнения являются: выборы органов власти, пресса и электронные средства массовой информации,  собрания, манифестации и пр. Наряду с этим широкое распространение имеют также и высказывания, инспирируемые политическими, исследовательскими и иными интересами и принимающие форму референдумов, массовых обсуждений каких-либо проблем, совещаний экспертов, выборочных опросов населения и т. д.

Активность функционирования и фактическое значение общественного мнения в жизни различных обществ определяются существующими в обществе социально-политическими условиями — всеобщими, связанными с классовой структурой общества, мерой развитости в нем политической культуры масс и т. п., и специфическими, связанными с уровнем развития в обществе демократических институтов и свобод, в первую очередь свободы выражения мнений — слова, печати, собраний, а также наличием в обществе системы гарантий действенности общественного мнения. В условиях развитых (западных) демократий общественное мнение играет роль «пятой власти», выступая в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях, занимает определенную позицию, дает совет или выносит решение по различным общественными проблемам и тем самым регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов в обществе.

Лит.: Трушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967; Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1978; Американское общественное мнение и политика. М., 1978; Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980; Горшков М. К. Общественное мнение. М., 1988; Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, периодическое издание ВЦИОМ, 1993—1998; Lippmann W. Public Opinion. N. Y., 1922; Berelson В., Yanowiti M. Reader in Public Opinion and Communication. N. Y, 1965; Childs H. Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton (N. J.), 1965; GallupG. The Sophisticated Poll Witchers Guide. Princeton (N. l.), 1972.

Б. А. Трушин

Просмотров: 968
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • ИЗУЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
  • МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ
  • МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ
  • МНЕНИЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ
  • Мониторинг общественного мнения
  • ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
  • ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
  • ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
  • ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
  • ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
  • ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
  • ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
  • ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ и ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
  • ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ,
  • ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
  • ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
  • ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
  • Общественное мнение
  • Общественное мнение
  • Общественное мнение
  • Общественное мнение
  • Общественное мнение
  • Опрос общественного мнения
  • Опросы общественного мнения
  • Режим взаимодействия власти и общественного мнения
  • СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
  • Социология общественного мнения
  • Трибуна общественного мнения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь