МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ

(MaisiliusPatavensis)(1275/ 89 — 1342/43) — средневековый политический философ, теоретик светского государства. Учился в университетах Падуи, Орлеана и Парижа. В 1312—13—ректор Парижского университета. Во время борьбы папы Иоанна XXII с императором Людвигом Баварским принял сторону последнего. Автор (возможно в соавторстве со своим другом аверроистом Ж. Жанденом) антипапского труда «Defensor Pacis» (Защитник мира, 1324), осужденного церковью в 1327 (и повторно в 1378). Бежав ко двору императора в Германию, был объявлен еретиком, отлучен от церкви и заочно приговорен к сожжению на костре.

В главном сочинении «Defensor Pacis» и в малой версии его — «Defensor minor» (1342 ; составлен в ответ на критику соратника по борьбе с папой У. Оккама) он выступил против светских притязаний церкви, которую обвинял в нарушении «мира», обеспечивающего нормальное функционирование государства. В обосновании независимости государства от церкви Марсилий Падуанский исходил из концепции «двух истин» (см. Двойственной истины теория), разграничивая посюстороннюю и потустороннюю жизнь, земное счастье и вечное спасение как две автономные области. Деполитизируя духовную власть и отвергая претензии пап на абсолютное господство, он в то же время осуществлял десакрализацию светской власти, опираясь на аристотелевское понимание государства: источник последней — не Бог, а народ, а цель ее — не спасение, а «хорошая жизнь»  на земле. За церковью признается лишь религиозно-нравственный авторитет, и из надгосударственного законосозидающего «сообщества» она превращается в «общину верующих», включаясь в государство как его «часть»: клир подчиняется светскому суду, церковная юрисдикция ограничивается даже в таких вопросах, как отлучение, интердикт, суды над еретиками. Предвосхищая идеи Реформации, Марсилий Падуанский выступает против «обмирщения» церкви, требует отказа ее от накопленных богатств.

Развивая теорию светского самодостаточного государства, противостоящую абсолютистским притязаниям не только папской, но и имперской власти, Марсилий Падуанский выдвинул концепцию народного суверенитета, объявляющую народ (точнее, его наиболее значимую часть — pars valentior) источником политической власти и ее высшей инстанцией. В рамках этой ориентации он подошел к идее о разделении властей — исполнительной и законодательной, подчиняя первую (в лице избираемого народом императора) второй — народному представительному органу, «человеческому законодателю» (legislator humana). Отделяя политико-правовую область государства от нравственно-религиозной сферы церкви, Марсилий Падуанский развивает светскую философию права, которая устанавливает независимость учреждаемого людьми «позитивного» закона от предустановленного Богом «естественного» нравственного закона.

Соч.: Defensor Pacis, ed. R. Schob, t. l—2. Hannover, 1932—33; Gewirth A. Marsilius of Padua, the Defender of Peace, v. 2: The Defensor Pacis, engl. trad. N. Y, 1956; Brampton C. K. (ed.). The defensor minor f Marsilius of Padua. Birmingham, 1922; Quillet J., Jeudy С., Marsilius f Padua. Oeuvres mineurs. P., 1979.

Лит.: Gewirth A. Marsilius of Padua, the Defender of Peace, v. l: Marsilius f Padua and Medieval Political Philosophy. N.Y., 1956; LagardeG. de. La naissance de lesprit laque au declin du moyen age. T. 3: Le defensor pacis, P., 1970; Quillet J., La philosophie politique de Marsile de Padouc. P.,1970.

H. В. Ефремова

Просмотров: 1388
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»
  • »ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ»
  • Безопасность государства
  • БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
  • Васкес(Марсилий VASQUEZ)
  • ВТОРИЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА
  • Глава государства
  • ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ ТЕОРИЯ
  • ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА или ПРИМИТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
  • ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ ГОСУДАРСТВА
  • Марксистская (классовая) теория происхождения государства
  • МАРСИЛИЙ ИЗ ИНГЕНА
  • МАРСИЛИЙ ИНГЕНСКИЙ
  • МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ
  • ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА
  • ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА
  • Отделение церкви от государства
  • Отлучение от церкви
  • ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ
  • ПЕРЕГРУЖЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА
  • Перегрузка государства
  • ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ТЕОРИИ
  • ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОНОМНЫЕ ЦЕРКВИ
  • ПРИМИТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
  • СЕГМЕНТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА
  • ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • Теория государства и права
  • Традиционные государства
  • ФИЧИНО (лат. FICINUS MARSILIUS) Марсилио
  • ЮВЕНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь