МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН

(Marcus Aurelius Antoninus) (26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Виндобона, ныне Вена) — последний крупный представитель Поздней Стой, римский император (с 161). Единственное сочинение «К самому себе» в 19 книгах, — философский «дневник» (состоящий из отдельных рассуждений) в жанре диатрибы, один из лучших памятников моралистической литературы. По сравнению с Сенекой и Эпиктетом Марк Аврелий менее оригинален; его значимость — в личном и свободном отношении к «сумме» стоических догм, которым у него сопутствуют гераклитовские, эпикурейские и платонические мотивы при общем скептическом настрое.

Интересы его сосредоточены в области пракгическс;; этики: гносеология, космология и теоретическая этика интересуют его только как пропедевтика. Космос есть целесообразно упорядоченное целое, управляемое промыслом, или всеобщим разумом, тождественным материальной божественной пневме. Однако основа стоического мировоззрения (соединение понятий «космос» и «разум») становится у Марка Аврелия объектом скептической оценки и последующего выбора: либо промысл и целесообразность с их неизбежными издержками, либо хаос атомов (IX 39). Но и признание первого не устраняет сомнений в познаваемости мира (V 10; VII 32; 1Х41), представления о котором пронизаны мотивами вечного обновления (VI 16; IX 28), хотя стоическое учение о «воспламенении» упоминается лишь вскользь (III 3). Душа человека тождественна «пневматическому» началу , разум (истечение, частица мирового разума — IX 6) — «ведущему» (I 2; XV 3). Подобно Панэтию, Посидонию и Сенеке, Марк Аврелий отвергает психологический монизм Ранней Стой: «ведущее» резко отделяется от влечений, разум (иногда отождествляемый с личным «демоном» — II 13; V 27) противопоставляется не только душе, но иногда (в платоническом духе) и веществу в целом (XII 2—3). Счастье заключено в добродетели — философском согласии со всеобщим разумом (III 6; IV 16; VIII 54). Нужно обратиться «к самому себе», сообразовать свое разумное начало (которое единственно в «нашей власти») с природой целого и так обрести «бесстрастие» (III 7; V 15; 32; XI 18). Все предопределено от века (Х5), мудрец принимает судьбу как должное и любит свой жребий (IV 26; VII 54). Однако Марк Аврелий (как и все стоики) заинтересован в обосновании автономии морального выбора. Добродетель должна подчиняться иной причинности, нежели природные явления: какую бы картину мира ни выбрал человек — стоическую, атомистическую и т. п. — он должен сделать себя достойным божественной помощи (X 6—7; XI 18; XII 14). «Теодицея» Марка Аврелия вполне традиционна: зло имеет исключительно моральный характер, и боги не отвечают за него (VI 41—42). Иногда у него проглядывает огрубленный интеллектуализм уже платонического толка — пороки суть следствие неведения (IV 3; XI 18). С Сенекой, Эпиктетом, а также с христианским учением (при отрицательном отношении к христианам — XI 3) Марка Аврелия сближают призывы к гуманности, к заботе о душе, к осознанию своей греховности (II 6; 8; VII 31; IX 4—5); космополитический пафос обретает особый смысл в устах повелителя мировой империи (IV 4). В обостренном личном отношении к божеству, в пессимизме, близком к трагической безысходности, выражается характерное для Поздней Стой сочетание философского умозрения с интимным религиозным чувством.

Соч.: Ad se ipsum libri XII, ed. J. Dalfen. Lpz., 1979; в рус. пер.: Наедине с собой. Размышления, пер. С. Роговина. М., 1914 (переиздание: Магнитогорск, 1994); Размышления, пер. А. К. Гаврилова. Л.. 1985. Лит.: Унт Я. «Размышления» Марка Аврелия как литературный и философский памятник. — В кн.: Марк. Аврелии. Размышления. Л., 1985; Neuenschwander И. R. Mark Aureis Beziehungen zu Seneca und Poseidonios. Bern — Stuttg., 1951; Pesce D. Epicuroe Marco Aurelio, Due studi sulla saggezza antica. Firenze, 1959; Bodson A. La morale sociale des demiers Stociens. P., 1967;. Dalfen J. Formgeschichtliche Untersuchungen zu den Selbstbetrachtungen Marc Aurels. Munch., 1967; Rutherford R. B. The Meditations of Marcus Aurelius. A study. Oxf., 1989; Fontaine F. Marc Aurele. P., 1991. См. также лит. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

Просмотров: 705
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • АВРЕЛИИ (AURELIUS) Марк
  • АВРЕЛИЙ АНТОНИН, МАРК
  • АВРЕЛИЙ Марк
  • БЛАУГ (BLAUG) Марк
  • БЛОК МАРК
  • БОЛДУИН (Джеймс Марк)
  • Болдуин Джеймс Марк | BALDWIN, JAMES MARK (1861-1934)
  • МАРК
  • МАРК АВРЕЛИЙ
  • МАРК АВРЕЛИЙ
  • МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН
  • МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН
  • МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (MARKUS AURELIUS ANTONINUS) (121-180)
  • МАРК АВРЕЛИЙ Антонин
  • МАРК АВРЕЛИЙ Антонин
  • МАРК АВРЕЛИЙ Антонин (121— 180)
  • МАРК ТВЕН
  • МАРКА (STAMP)
  • МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
  • МИТИН Марк Борисович
  • Марк Аврелий
  • Марк Аврелий (121-180)
  • Марк Аврелий Антонин
  • Марк Туллий Цицерон (106-43 до Р.Х.)
  • НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
  • ТОРГОВАЯ МАРКА (TRADING STAMP)
  • ЦИЦЕРОН Марк Туллий
  • Цицерон Марк Туллий



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь