МАРИЙ ВИКТОРИН

(Caius Marius Victorinus) (281/91, Африка — после 363) — римский неоплатоник, ритор, педагог, комментатор. В 355 принял христианство. Наследие его чрезвычайно разнообразно. Большая часть того, что делал В. не имело прецедентов в латинской традиции. Он написал комментарии на «Топику» и «О нахождении» Цицерона, трактаты о гипотетических силлогизмах (ввел само это название), работу по теории определений, перевел «Эйсагог» (Введение в категории) Порфирия, «Категории» и «Об истолковании» Аристотеля, возможно, трактаты из 1-й Эннеады Плотина, разрабатывал тринитарное богословие, тогда еще неизвестное на Западе, был первым латинским комментатором «Посланий» апостола Павла. Большая часть его работ родилась из нужд преподавания. Переводя греческих философов, он создает латинскую философскую терминологию, вводя при этом неологизмы. Его стиль часто «темен», мало проработан.

До своего обращения, в комментарии на «О нахождении» Цицерона, он демонстрирует религиозный скептицизм, говоря, что в повседневной жизни предпочтительнее следовать древней отеческой религии, хотя и мнение христиан не более абсурдно, чем прочие; всех же их превосходит философия Платона. Как неоплатоник он следовал Порфирит. Приняв крещение, Марий Викторин воспринимал христианство сквозь призму платонизма: Логос (или Ум) предсушествует в Отце и рождается, чтобы создать умопостигаемый мир; души прелсуществуют в Уме; они пали в этот чувственный мир,  соблазненные материей. Их хранит Логос (т. е. Христос или Дух Святой, тождественные для Мария Викторина), который и возвращает их к Отцу.

Марий Викторин участвовал в тринитарных спорах 359—363. В переписке с вымышленным оппонентом, арианином Кандидом, и в сочинении «Против Ария» (359/360) он опровергает арианство, не принимает «подобосущия» Сына Отцу, считая, что можно говорить о «подобном качестве», но не о подобной субстанции. В «Против Ария» II (361) и «De homoousi recipiendo» («О принятии единосущия») выступает против запрета использовать в символе веры слова ousia (сущность) и homousios (единосущный), доказывая, что они соответствуют языку Свящ. Писания и Церкви. Моральная смелость Мария Викторина сказалась в том, что, будучи заметной фигурой в Риме, он противостоял религиозной политике императоров Констанция и Юлиана в эпоху всеобщего конформизма. Уйдя в отставку при императоре Юлиане (362), он комментировал «Послания» Павла (к Галатам, Филиппийцам и Эфесянам). Его логические работы через посредство Боэция, Кассиодора, Исидора оказали значительное влияние на средневековую мысль. Христианские его сочинения практически не читались, поскольку его риторико-философские методы в целом были чужды церковной традиции; однако некоторые из его работ повлияли на Алкуина и Иоанна Скотта Эриугену.

Соч.: Traites theologiques sur la Trinite, ed. P. Henry et P. Hadot, 2 vol. P., 1960 (Sources chretiennes, t. 68—69); In epistulas Pauli, ed. Locher. Lipsiae, 1972 (Bibliotheca Teubneriana); Opera theologica, ed. Locher. Lipsiae, 1976 (Bibliotheca Teubneriana); Ars grammatica, ed. I. Mariotti. Firenze, 1967; In Ciceronis Rhetoricam, ed. C. Halm, in: Rhetores Latini Minores. Lipsiae, 1863; De definitionibus, ed. Th. Stangl, in: Tulliana et Mario-Victoriniana. Munch., 1888; Theological Treatises on the Trinity, transi. M. T. dark. Wash., 1981. Лит.: Hadot P. Marius Victorinus. P., 1971 ; Он же. Porphyre et Victorinus, 2 vols. P., 1968.

В. В. Петров

Просмотров: 535
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «БОРЬБА ЗА ЛОГОС. Опыты философские и критические»
  • «СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ»
  • «СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ»
  • Близость против изоляции
  • Война всех против всех
  • ГЖЕГОЖЕВСКАЯ (GRZEGORZEWSKA) Мария (1888-1967)
  • ГРОДНЕНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТРАКТАТЫ
  • Генеративность против стагнации
  • Государство и война всех против всех
  • Доводы против личности
  • Инициатива против вины
  • Комментарии к диалогам Платона
  • МАРИЙ ВИКТОРИН
  • Мышление против фактов
  • Ориентация против людей
  • ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ ПРОТИВ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
  • ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ ПРОТИВ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
  • ПРОТИВ МЕТОДА
  • Павликиане (по имени апостола Павла)
  • Предубеждение против доказательств
  • Преступления против личности
  • Преступления против собственности
  • Преступления против собственности
  • Преступления против человечности
  • РУМЕР Мария Александровна (1888-1981)
  • Русская философия: борьба против и в защиту метафизики
  • СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ
  • Семеро против Фив
  • Трудолюбие против неполноценности
  • Целостность Эго против отчаяния



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь