|
ИОАНН ФИЛОПОНгреческий философ, совмещавший вышколенную ученость александрийской школы неоплатонизма с принципами христианского мировоззрения. Крещен во младенчестве. Под влиянием Аммония, сына Гермия, приобщился к философии. Издал комментарии Аммония к сочинениям Аристотеля: к «Аналитике и II», «О возникновении и уничтожении», «О душе» (содержат указание на то, что они являются записями семинаров Аммония), к «Категориям», «Физике», «Метеорологике»; переиздал (вслед за Асклепием) комментарий на «Введение» Никомаха; автор знаменитого сочинения «Против Прокла по вопросу о вечности мира» (529), а также сочинения «Против Аристотеля» (ок. 530—534, известно благодаря цитатам и критике Симпликия в комментарии к аристотелевскому «О небе»); поздний трактат «О творении мира» («Семь книг толкований на творение мира по Моисею») посвящен Сергию, патриарху Антиохийскому в 546—549. В сочинении «Арбитр, или О единстве», известном по цитатам византийских авторов и сирийскому переводу, выступает как представитель монофизитства, склоняющийся к «тритеизму». Автор «Описания астролябии». В развитии Иоанна Филопона выделяются два периода. Первый представлен комментариями к Аристотелю в духе Аммония: для этого периода (после 517) свойственно традиционное для позднего платонизма представление о структуре универсума, в ряде моментов объединяющее Платона и Аристотеля (сверхбытийное единое, ум-демиург, являющийся и производящей, и целевой причиной, трансцендентные умы, рациональные души, сфера небесная, сфера подлунная, четыре элемента, материя). Второй период, начинающийся с 529 (времени появления эдикта Юстиниана о закрытии философских школ, что и послужило поводом для декларации новых взглядов), характеризуется упрощенной схемой универсума (личный бог-ум есть высший уровень иерархии, творение мира — результат свободного божественного изволения, мир не является больше божественным). В сочинении «Против Прокла по вопросу о вечности мира» (529) Иоанн Филопон подверг критике неоплатоническую интерпретацию платоновского «Тимея» (творение космоса как вневременной акт), истолковав его в духе ветхозаветной книги Бытия, с которой, как он считал — в духе длительной традиции христианских богословов, — Платон был знаком. В сочинении «Против Аристотеля» (со ссылкой на сочинение Прокла «Возражения Аристотеля на «Тимея» Платона» 31,7 слл.) противопоставляются учения Платона и Аристотеля, у которого критикуется теория эфира, вечности мира и т. п. Впоследствии (в соч. «О творении мира»), вероятно, под влиянием монофизитов, почитавших Аристотеля, Иоанн Филопон смягчается в его неприятии (напр., принимает определение души как энтелехии — 278,3, блага как предмета всеобщего стремления — 293,7 и т. д.), хотя и продолжает подчеркивать неприемлемость его учения о том, что мир не имеет начала (82,10) и т. п. Здесь же он обсуждает теорию «импетуса» применительно к возннкновнию мира в целом. Реагируя на полемические выпады Иоанна Филопона, Симпликий называет его «новичком», представителем «новомодной болтовни» (под которой разумеется христианство), пытающимся привлечь внимание непросвещенной публики, но не способным понять глубокой согласованности учений Платона и Аристотеля («О небе», 42, 17 слл., и др.); душа Филопона, согласно Симпликию, одержима не разумом, а страстями и воображением. Нападки Филопона на Аристотеля Симпликий сравнивает с акцией Герострата, сжегшего храм Артемиды Эфесской («Физика» 200, 30 слл.). Богословские взгляды Филопона были осуждены на Константинопольском соборе 680/681. Между тем его сочинения оказали влияние на арабов, латинский Запад (теория «импетуса» была воспринята Буриданом и Орезмом), мыслителей Возрождения (Пико делла Мирандола, Галилей). Начиная с 16 в. на европейскую мысль влияли латинские переводы комментариев Филопона на Аристотеля и его полемика с Проклом. Соч.: CAG. 13 (1—3); 14 (1—2); 15—18; De opificio mundi, rec. G. Reinhardt. Lpz., 1897; De aeternitate mundi contra Proclum, ed. H. Rabe. Lpz., 1899, repr. Hildesheim, 1963; Le commentaire de Jean Philopon sur le troisieme livre du «Traite de lame» dAristote..., ed. par M. de Corte, Liege—P., 1934; Segonds A. Jean Philopon, Traite de lAstrolabe. P., 1981; Segonds A. A propos dune page du «De aeternitate mundi» de Jean Philopon, SOPH1HS MA1HTORES, Melanges Jean Pepin, publies sous la dir. de M.O.Goulet-Caze, G.Madec, D.OBrien, P., 1992, p. 461—479 (переводи комментарий двух текстов Филопона о творении души в «Тимее»: De aeternitate mundi, р. 115, 22—121, 9 Hayduck); Against Aristotle, on the eternity of the world, transi, by Chr. Wildberg, L., 1987; Corollaries on place and void. With Simplicius, Against Philoponus on the eternity of the world, transi, by D. Furley and Chr. Wildberg, L., 1991; On Aristotle On the intellect: (de Anima 3, 4— 8), transi, by Charlton, with the assistance of F. Bossier, and a preface by R. Sorabji, L., 1991; On Aristotle Physics [V-VIII], transi, by P. Lettink et J.O. Urmson; [III], transi, by M.J. Edwards. L., 1994; Sanda A. Opuscula Monophysitica lohannis Philoponis. Beirut, 1930. Лит.: Saffrey H. D. Le chretien Jean Philopon et la survivance de lecole dAlexandrie.— «Revue des Etudes Grecques», 1954, v. 67, № 316—18, p. 396—410; Lucchetta G. A. Aristotelismo e cristianismo in Giovanni Filopono.— «Studi Patavina», XXV, 1978, p. 573-593; ffadol I. Le probleme du Neoplatonisme Alexandrin. Hierocles et Simplicius. P., 1978; Tae-Soo L. Die griechische Tradition der aristotelischen Syllogistik in der Spatantike. Eine Untersuchung uber die Kommentare zu den analytica priora von Alexander Aphrodisiensis, Ammonius und Philoponus. Gott., 1984; Verrycken K. The development of Philoponus thought and its chronology. — Aristotle Transformed, ed. R. Sorabji. L., 1990, p. 233— 274; Ebbesen S. Philoponus, Alexander and the origins of medieval logic. — Ibid., p. 445—462; Verrycken K. De vroegere Philoponus. Een Studie van het Alexandrijnse Neoplatonisme.— «Klasse de Letteren», Jaargang 56, No. 153, 1994, p. 284; De fiaas F. A. /. John Philoponus New Definition of Prime Matter. Aspects of its Background in Neoplatonism and the Ancient Commentary Tradition. Leiden, 1996. Ю. А. Шичалин
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|