БАРРЕТ Уильям

(30 декабря 1913, Нью-Йорк 8 сентября 1992, Территаун, штат Нью-Йорк)—американский философ и историк философии. Баррет одним из первых представил европейскую философию экзистенциализма американской аудитории («Что такое экзистенциализм?»—«What is Existentialism?», 1947). Позже он создал свою концепцию в рамках философии экзистенциализма. В центре его творчества—проблема отчуждения. Отчуждение в современном обществе проявляется, по Баррету, в разрушении аутентичности личности, утрате индивидом своего «подлинного Я», а также в ощущении бессмысленности существования. Вслед за Ясперсом он считает, что основной источник отчуждения — это превращение техники в самодовлеющую силу и разложение личности на множество технических функций. Одним из источников отчуждения выступает и рационалистическая философия. Баррет полагал, что Платон и Аристотель придали разуму уникальную способность постижения истины путем отделения от нее мифических, религиозных и поэтических элементов, с которыми она прежде была неразрывно связана. От греческой философии (прежде всего аристотелевской логики) берут начало европейская наука и зависимость мышления от абстрактных моделей мира. Принятие установок рационализма, концепций объективной истины, а также объективного времени, пространства и причинности заставляет человека жить не по аутентичным законам его внутреннего мира, а по законам чуждой ему научной картины мира. Так, Декарт перенес на философию методы науки, распространив их на всю сферу человеческого знания. В результате возник «технологический» дух западной цивилизации, а рациональность стала «безумной». «Шизофрения технологической культуры» кажется всепоглощающей. Но человека невозможно полностью разложить на функции и составляющие. Всегда остается «нерастворимый» иррациональный остаток. Человек внутренне свободен, но только в лоне «технологической» культуры он этого не осознает. «Технологический» дух, по Баррету, не следует развивать дальше, его следует преодолеть. В 20 в. экзистенциализм в философии и модернизм в искусстве отражают духовный кризис, порожденный расколотостью человеческого духа, отчужденностью человека от мира, от других людей и от самого себя. Экзистенциализм и модернизм бросают вызов тому абстрактному и упрощенному взгляду на человека, который берет начало в картезианстве и продолжается в марксизме, позитивизме, бихевиористской психологии, а также в других выражениях «технологического» духа. Для современного западного человека в его повседневной жизни, согласно Баррету, спасением может стать личностное мировосприятие и глубоко индивидуальное общение.

Просмотров: 763
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • «КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного»
  • «СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека»
  • ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА
  • ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА ВЕРОЯТНОСТНЫЕ
  • ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА ВРЕМЕННЫЕ
  • ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ
  • ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • ЗАВИСИМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ МИРА
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии
  • КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)
  • КРИЗИС СОВРЕМЕННОГО МИРА
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Правовой статус человека, гражданина и личности -
  • Проблема человека в философии Спинозы
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Разнообразие русской философии в контексте культуры
  • Разум и свобода человека в философии Спинозы
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • ФОРМИРОВАНИЕ КАРТИНЫ МИРА
  • Экзистенциализм: Бытие человека и бытие мира
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь