АНЭКАНТА-ВАДА

(санскр. — учение о неоднозначности) — основная доктрина диалектической методологии в джайнской философии, суть которой в признании объективной многоаспектности сущего, несовместимой с абсолютизацией отдельных ее аспектов в рациональном познании мира. Пафос творцов анэканта-вады — в критике односторонних способов параметризации и вербализации действительности, предлагаемых другими философскими направлениями, и в акцентировке определенного «срединного пути» как гаранта против «идолов познания». Анэканта-вада прежде всего систематизирует возможные подходы к описанию действительности (пауа), каждый из которых чреват при некорректной его экстраполяции за границы рационального той или иной абсолютизацией. Эти подходы были исчислены уже в «Таттватхигамасутре» Умасвати (I. 34—35), а затем истолкованы и систематизированы в «Сьядвадаманджари» Маллишены и в «Прамананайятаттварахасье» Гунаратны.

Хотя Умасвати предлагал исчислять найи в количестве 8, средневековые авторы предпочитали считать, что их 7. В их число включались: l) naigamya-naya — нестрогая атрибуция качеств субстанциям (положение: «В душе есть бытие и сознание», тогда как в данном случае бытие следовало бы отделять от сознания); 2) samgraha-naya — обращение к роду без уточнения видовых различий (душу, начала движения и покоя, а также пространство и материю относят к «субстанциям», не проводя различений между ними); 3) vyavahara-naya — разложение целого на части (напр., «то, что есть, может быть либо субстанцией, либо атрибутом»): 4) rjusutra-naya—выделение того состояния вещи, которое обнаруживается только в данный момент; 5) sabdanaya — буквалистская интерпретация слов и выражений (когда говорят, напр., «Гора Сумеру была, есть и будет», то можно подумать, что указанные временные характеристики присущи горе как таковой); 6) samabhirudha-naya— специальное рассмотрение синонимов (можно подумать, что Индра, Шакра и Пурандара — разные божества, а не имена одного); 7) evambhuta-naya—изолированное рассмотрение этимологии. Первые четыре найи соотносятся средневековыми джайнами с вещами самими по себе, три последние—с их вербализацией; первые три—с субстанциями, четыре последние — с их состояниями. Маллишена уточняет, что 1-я найя представлена в ньяя-вайшешике, 2-я абсолютизируется в монизме веданты (отчасти и в санкхье), 3-я—у материалистов-локаятиков, 4-я—у буддистов, 5—7-я—у грамматистов. Трактовки 2-я и 4-я представляют две взаимодополняющие крайние позиции индийской мысли, в которых реально абсолютизируются соответственно единство и неизменность Бытия и плюральность и изменчивость мира становления.

В. К. Шохин

Просмотров: 592
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • WHOIS (Кто есть кто)
  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • АНОНИМНЫЙ «КТО ЕСТЬ КТО»
  • БЫТИЕ-В-СЕБЕ
  • БЫТИЕ-ВНЕ-МИРА
  • БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ
  • Бегство от реальности, от действительности, уход от действительности
  • Бытие и не-бытие. Многовариантность индийской онтологии
  • Бытие-вне-мира
  • Воспитание в широком смысле есть процесс
  • ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА
  • ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА ВЕРОЯТНОСТНЫЕ
  • ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА ВРЕМЕННЫЕ
  • ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ
  • ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ
  • ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ МИРА
  • МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
  • Настраивать кого-либо против кого-то
  • ПРОСТРАНСТВО В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Прекрасное есть жизнь
  • Принятие другого таким, каков он есть
  • Проблема изложения античной философии: концептуальный и исторический подходы
  • СУТЬ ПОЛИТИКИ: ПОДХОДЫ
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Тератологический, то есть относящийся к тератологии
  • ЧЕТЫРЕ СТАДИИ УЧЕНИКА СУФИЯ НА ПУТИ СУФИЗМА
  • Экзистенциализм: Бытие человека и бытие мира
  • Экзистенциализм:Бытие между жизнью и смертью
  • анонимный «кто есть кто»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь