АНАКСАГОР

из Клазомен (ок. 500428 до н. э.)—греческий философ и ученый. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской философской школы. В конце 530-х был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в Лампсаке. От его сочинений до нас дошли 20 фрагментов—главным образом благодаря Симпликию. Воззрения Анаксагора сформировались под воздействием Милетской школы (прежде всего Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение Анаксагор сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисленного множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь Приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей неким внешним по отношению к ним агентом—умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли («вечный перводвигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в философии Нового времени), означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. Анаксагор наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как «легчайшую» из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, с другой же стороны, утверждая, что он «содержит полное знание обо всем и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации космоса был, согласно Анаксагору, следствием исходного круговращения, вызванного умом.

Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под воздействием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение семена стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всем имеется часть всего», каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остается неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется». Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ (получившим в перипатетической школе наименование «гомеомерий»), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции Анаксагора: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физических величин.

Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

Просмотров: 583
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • АНАКСАГОР
  • АНАКСАГОР
  • АНАКСАГОР
  • АНАКСАГОР (500-428 до н.э.)
  • АНАКСАГОР (500-428 до н.э.)
  • АНАКСАГОР из К л а з о м е н
  • АНАКСАГОР из Клазомен
  • АНАКСАГОР из Клазомен (в Малой Азии)
  • Анаксагор
  • Анаксагор
  • Анаксагор
  • Балластные вещества
  • В преддверии философии Нового времени. Неосхоластика. Фр. Суарес
  • ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • ДУША В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • ИСЧИСЛЕНИЕ БЕСКОНЕЧНО МАЛЫХ ВЕЛИЧИН
  • Лечение внешним воздействием
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Нейротоксические вещества
  • Основные принципы классической философии Нового времени
  • ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА
  • ПСИХОЗОМИМЕТИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
  • Понятие природы, материи, движения в философской системе Поля Гольбаха
  • Психотропные вещества
  • СЛОЙ СЕРОГО ВЕЩЕСТВА ТОНКИЙ
  • ХИМИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, РАССТРОЙСТВО
  • Человек – мера всех вещей
  • контролируемые вещества
  • летучие вещества
  • предпочтение (поиска психоактивного вещества)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь