Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/classes/rss.class.php on line 129 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 АБХИДХАРМА



АБХИДХАРМА

(санскр. abhidharma, пали ahhidhamma)— философская «суперструкгура» буддизма, создававшаяся как рационалистическая систематизация буддийской учительской традиции, в построении которой участвовал целый ряд школ и направлений, но сохранившаяся преимущественно в традициях тхеравады и сарвастивады. Согласно «Махаянасутраланкаре» (XI. 3), абхидхарма—это средство правильного понимания значения сутр (наставлений Будды); по автокомментарию Васубандху к «Абхидхармакоше» (Абхидхармакоша-бхашья I. 2), это «незапятнанная» мудрость, позволяющая анализировать дхармы (dhannapravicaya).

Истоки абхидхармы восходят уже к тем сутрам, в которых представлены перечни топиков учения, своего рода таблицы, организованные по различным нумерологическим принципам, предназначенные для запоминания и усвоения. Появляются и специальные сутры, характеризуемые как vihhanga — «дистрибуция» предметов; такого рода таксономии и типологизации предметов составляют содержание «Сангити-» и «Дасуттара-сугтанты», вся Ангуттараникая составлена в восходящей нумерологической последовательности изложения материала, характерной для будущих трактатов абхидхармы.

О протоабхидхарме можно говорить в связи с нумерологическими списками, предназначенными первоначально для указанных «практических» целей и именуемыми в палийских текстах matika (букв. матрицы) в виде преимущественно диад (типа чистое—нечистое, обусловленное— необусловленное, видимое — невидимое и т. д.) и триад (прошлое — настоящее — будущее, благое — неблагое — нейтральное и т. д.). Эти таблицы реконструируются из текстов актуальной абхидхармы (классический пример— палийская «Дхаммасангани»), а также из «Абхидхармакоша-бхашьи» или «Абхидхарма-самуччаи» Асанги.

Тексты абхидхармы составляют целую «корзину» палийской Тттаки—Абхидхамма-питаку (см. Трипитака}. Внеканоническая палийская абхидхарма представлена трактатом «Висуддхимагга» Будцхагхосы (5 в.) по «практической философии» и рядом других сочинений. Менее известна абхидхарма сарвастивадинов, которая представляет собой значительную философскую традицию, формировавшуюся начиная уже с 3 в. до н. э. Р. Фукухара предложил хронологическую схему санскритских текстов сарвастивадинской абхидхармы, которая представляется наиболее правдоподобной: самые древние тексты — «Сангитипарьяя» и «Дхармаскандха», средние—«Праджняптибхашья», «Дхатукайя», «Виджнянакайя» и «Пракаранапада», последняя по времени — «Джнянапрастхана» (1 в. до н. э.). Первый из текстов включает 122 классификации, распределяя топики по монадам, диадам, триадам до декад; второй посвящен 37 «членам освобождения» и классификациям дхарм — по делениям их на «базы» (ayatana) и «элементы» (dhatu). Последний, атрибутируемый Катьяянипутре, посвящен сотериологии; две его части включают «благоприятные» и «неблагоприятные» факторы сознания и бытия индивида.

Особое значение имеет экспозиция «Джнянапрастханы» — «Махавибхаша» (2 в.), приурочиваемая традицией к третьему буддийскому собору под эгидой царя Канищки (отсюда и название сарвастивады—вдМкаюика). Текст составлен в типичной для абхидхармы катехизисной вопросоответной форме, которая позволяет отразить множество анонимных и конкретных мнений в разномнениях сарвастивадинских учителей (Дхарматрата, Васумитра, Гхошака, Буддхадэва) и разногласиях сарвастивадинов с другими школами, будучи во многих случаях основным источником наших знаний о них (см. Махасангхика, Дкармагучтака, Махишасака, Ватстутрия, Кашытия, Стхавиравада, Вибхабжьявада, Саутрантика и ранняя Йогачара). Эти разномнения завершаются в каждом случае экспликацией общей позиции сарвастивадинских школ или отдельных, наиболее авторитетных философов, чаще всего Васумитры. В. К. Шохин

Просмотров: 1097
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • F1х.51х Преимущественно бредовое расстройство
  • F23.3 Другие острые преимущественно бредовые психотические расстройства.
  • F23.3х Другие острые преимущественно бредовые психотические расстройства
  • F42.0 Преимущественно навязчивые мысли или размышления (умственная жвачка)
  • F42.1 Преимущественно компульсивное действие (навязчивые ритуалы)
  • «АБХИДХАРМАКОША», «Абхидхармакоша-шастра»
  • АБХИДХАРМА
  • АБХИДХАРМА
  • АБХИДХАРМА
  • Вариативный блок предметов
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • Индуистские священные тексты
  • КУМРАНСКИЕ ТЕКСТЫ, рукописи (свитки) Мертвого моря
  • Класс предметов
  • МОДАЛЬНОСТЬ ВТОРИЧНЫХ ТЕКСТОВ
  • Метод устного изложения учебного материала
  • НАГ-ХАММАДИ ТЕКСТЫ
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ НЕОДУШЕВЛЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ РАССТРОЙСТВО
  • Ошибки (I и II рода)
  • ПРОШЛОЕ - БУДУЩЕЕ
  • РОДА
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Сменность работы школ
  • ТЕСТ НА СБОРКУ ПРЕДМЕТОВ
  • ТИПОЛОГИЯ ТЕКСТОВ
  • Таблицы мультистатусные (многомерные демографические таблицы)
  • Таблицы смертности (таблицы дожития)
  • Типовые таблицы смертности (модельные таблицы смертности)
  • ЦИКЛ ПРЕДМЕТОВ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь