|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.
ПРАВИТЕЛЬСТВОорган власти, осуществляющий исполнительную власть. Платон в своей классификации указывает пять возможных форм правления: 1) монархия или аристократия, которая, по своей этимологии (от гр. aristos — лучший), является правлением лучших, наиболее развитых, наделенных наилучшими качествами; 2) тимо-кратия (от гр. time — страх) — правление, основанное на военной власти (правление Спарты, полицейский режим или военная хунта в современном мире); 3) плутократия (от гр. ploutos — богатство), где основа власти — деньги (цензовый режим или капитализм США конца XIX в.); 4) демократия (от гр. demos — народ), где власть осуществляется во имя народа, выражающего свою волю и избирающего правительство на основании всеобщего избирательного права; 5) тирания — произвольное правление одного. По этой классификации можно заметить, что по своему порядку вещей тирания близка к демократии, и всегда есть угроза превращения демократии в тиранию. Оно совершается посредством «анархии» — последнего предела демократии; «когда каждый, — пишет Платон, — жаждет выразить свое мнение и воздействует на волю правителей, на смену общего интереса приходит потакание интересам частным» («Государство»); тогда расчищена дорога для тирании, расчищена самой чрезмерностью беспорядка; теперь единодушно отвергаемого гражданами. На смену поиску лучшего способа правления пришел в XVIII в. поиск правления легитимного. Руссо сделал его предметом «Общественного договора» (1762); легитимное правление — это то, которое возникает в результате общественного договора, выраженного г 8 следующих терминах: «Каждый из нас обобществляет свою личность и свою власть под высшее правление общей воли». Правительство остается легитимным лишь в том случае, если оно не превышает своих полномочий, которые распространяются только на гражданина, а не на человека: «Помимо общественной личности, нам следует рассмотреть частные личности, ее составляющие и чья жизнь и свобода естественным образом от нее не зависят». Все действия демократического правительства могут осуществляться лишь в рамках конституции, которая, вдохновляясь Декларацией прав человека и гражданина, предполагает полное уважение частной жизни, осуждение: любого вида произвола, и, как подчеркивает Монтескье в «Духе законов» (1748), разделение властей (исполнительной, законодательной и судебной). Проблема исполнительной власти (или правительства) в современном мире состоит в примирении практики демократического правительства с практикой сильной власти: хотя и очевидно, что правительство может быть сильным лишь всецело соблюдая принципы демократии (всеобщее избирательное право, референдум, арбитраж народа в случае конфликта с законодательной властью), все это не устраняет того факта, что, чем более энергично должно действовать правительство (для обороны страны, внутренней безопасности, экономического развития или во избежание инфляции и т.д.), тем более оно должно добиваться согласия граждан, все больше и больше объяснять свою политику в ответ на их все возрастающую потребность в получении информации. Качество и искренность подобной коммуникации могут считаться еще одним критерием легитимности или незаконности действий правительства. См. Государство, Политика.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|