ЧЕЛОВЕК

живое существо, наделенное разумом. Вопрос о человеке (будь то метафизический вопрос о его природе или моральный вопрос о его назначении) стоит в центре современной философии. Именно это отличает ее от философских систем прошлого, для которых центральной проблемой было существование внешнего мира (Беркли, Юм, Кант) или существование и природа души (Декарт). Человек представляет собой конкретную тотальность одушевленного тела и разумной души. Возможно ли узнать, чем на самом деле является человек, и как мы можем это узнать: такова сегодня философская проблема.

Формирование науки о человеке.  После Гегеля, открывшего, что история может служить методом познания человеческой реальности, Конт впервые заговорил о «науке о человеке». В его задачу входило обоснование истинной науки, «позитивных» социологии и психологии, которые смогут очистить «человековедение» от субъективных интерпретаций, внушаемых нам нашими страстями и эмоциями. Но он не нашел ничего иного, кроме как перенести методы науки о природе в сферу «человеческой реальности». С этой точки зрения «позитивная философия» не предлагает никакого метода, пригодного для познания человека как личности и ее внутреннего мира. Истинным основателем «науки о человеке» был Дилътей. По нему, наука должна определяться как «теория интуиции о мире» (Weltanschauungslehre); он распределил эти интуиции о мире на три группы, в зависимости от того, доминирует ли в них чувственный элемент (религия), рациональный элемент (наука) или элемент воли (мораль): наука о человеке в основе своей подразделяется на философию религии, теорию науки и мораль. Общим методом науки о человеке должно стать понимание. Дильтей противопоставляет объяснение физической реальности пониманию человеческих феноменов. «Мы не объясняем человека в гневе, мы его понимаем», — напишет Ясперс; все люди могут понять связь оскорбления и гнева, даже если речь идет не о причинной связи физического типа, а о духовной связанности. Именно эта универсальность и сообщает методу понимания определенную объективность. Познание человеческого углубляется благодаря психологии и социологии: 1) психоанализ (или «психология глубин») раскрыл существование второй личности, бессознательной и действенной, скрытой за чертами личности поверхностной и социальной; 2) социология обнаружила, что индивид может коренным образом меняться в зависимости от того, возьмем ли мы его изолированно или будучи принятым в определенную группу. Социология отмечает бесчисленные ресурсы человеческой адаптации, и психологи указывают на то, что подвергаемые анализу личности никогда не могут полностью узнать себя в своих собственных образах, открываемых им психологами. Человек свободен, и этой своей свободой противостоит любой объективной науке.

Философская проблема человека. Ее можно определить как поиск общего синтеза всех аспектов человека. Задача состоит в том, чтобы «обнаружить единство общей функции, координирующей все человеческое творчество и представляющей миф, религию, искусство и т.д. как вариации на одну и ту же тему» (Кассирер). Человек всегда тождествен самому себе во всех своих проявлениях. Трудность заключается в том, что современная философия (экзистенциализм, феноменология, рефлексивная философия, марксизм) пытается уловить целостного человека, больше не подразделяющегося произвольно на «деятельность, аффективность и познание», но, одновременно с этим, и как действие, чувство и разум. Отметим, что к этому она еще не пришла. Но не заложено ли противоречие в самом желании познать при помощи мысли существование, по сути своей иррациональное? И раз уж человеку дано познать че) ловека лишь в опыте жизни, не вытекает ли отсюда то, что при отсутствии спекулятивного решения проблемы решение может быть найдено «философией, выражающей определенную жизненную позицию»? Что задача заключается даже не столько в познании человека, сколько в его «реализации»?

Истинной наукой о человеке будет мораль. Ее проблематика относится к предназначению человека в мире. Здесь можно выделить «формальную» мораль (Кант), предписывающую человеку действовать из соображений «долга», не уточняя при этом конкретного содержания этого подлежащего исполнению долга; и «конкретную» мораль (Фихте, Макс Шелер), отождествляющую долг с «призванием» — глубинным и творческим законом личности. Но как человек может узнать свое предназначение? Это будет не позитивное теоретическое знание, но практическое негативное сознание: он осознает ложность выбранных им жизненных путей, и его истинное предназначение наконец проступает сквозь ошибки, устраняя их при помощи «практически переживаемой негативной теологии» (Шелер). Лишь осознав свои границы и свои возможности, человек может осуществить свой жизненный путь, при этом он осуществляет «самого себя» (Ницше).

Просмотров: 1086
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
  • Возникновение психологии как науки
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ
  • НАУКИ о человеке
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек и его сущность. Государственное правление по Локку
  • Человек как ученый
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь