БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

лишенность сознания, или то, что мы не осознаем, но можем осознать. Второе значение приложимо только к человеку. Гипотеза о бессознательном изложена Лейбницем в первой главе «Новых опытов о человеческом разуме» (1703) в качестве логической гипотезы: «Чтобы услышать шум волны на берегу моря, нужно сначала услышать шум каждой капли воды. Если же шум каждой капли был равен нулю, мы никогда не услышим волну». Лейбниц использует термин «малые восприятия», но это еще не бессознательные восприятия. Гипотеза психологического бессознательного разрабатывалась Бергсоном, размышлявшим о феномене памяти (мы действительно осознаем лишь бесконечно малую часть наших воспоминаний) и феномене привычки (мы действуем, не осознавая этого). «За воспоминаниями, покрывающими ваши насущные заботы и возникающими в зависимости от них, существуют и другие, там, в глубине, под освещенной сознанием сценой. О да, я верю, что наша прошлая жизнь именно там, сохраненная вплоть до мельчайших деталей, и что мы ничего не забываем, что все то, что мы воспринимали, думали, хотели, начиная с момента первого пробуждения сознания, продолжается бесконечно» («Духовная энергия», Эссе и Конференции, 1919). По фрейдистской теории, бессознательное — часть латентной психики, состоящее из желаний, импульсов, наклонностей, которыми мы не можем распоряжаться по той причине, что они находятся вне поля зрения нашего сознания. Вытесненные за пределы сознания контролирующей властью — так называемой «цензурой» — бессознательные силы тем не менее находят способ проявить себя в «упущенных актах» повседневной жизни (забывание, оговорка), в снах или поведенческих отклонениях (заикание, заторможенность, неспособность завершить начатое действие). «У человека, как у здорового, так и у больного, нередко имеют место психические акты, для объяснения которых нужно предположить другие акты, в которых сознание не принимает никакого участия. И это не только «упущенные акты» или сны здорового человека или все так называемые психические симптомы или феномены отклонения у больного; наш самый что ни на есть личный повседневный опыт раскрывает перед нами идеи, о которых мы сами не знаем, откуда они к нам пришли, или результаты мысли, развитие которой представляет для нас загадку» (Фрейд, «Метапсихология, Бессознательное», 1915). В бессознательном — истинном субстрате психической жизни —; рождаются желания и фан-тазмы, формируются межчеловеческие связи и линии поведения (например, совместимость или несовместимость людей). Возможные методы анализа бессознательного — это метод релаксации и свободной ассоциации идей, анализ «упущенных актов» и изучение снов. В последнем случае психоанализ, или анализ психики, предоставляет субъекту возможность рассказывать свои сны: за «явным содержанием» сна, часто бессвязным, он пытается найти глубинную логику, относящуюся к области чувства («латентное содержание» сна). Осознание глубинных мотиваций нашего поведения, которые мы, сами того не зная, подавляем и которыми управляем (комплексы), позволит личности избегать парализующих ее чувств, таких как чувство вины, и быть в большем согласии с самой собой и окружающим миром. Существование бессознательного было поставлено под вопрос: бессознательное, считают некоторые мыслители (бихевиоризм, экзистенциализм),—лишь гипотеза и ни в коей мере не констатация: мы можем знать лишь сознание и т.д. Однако эта гипотеза, по-видимому, прочно у нас обосновалась, судя по успеху психоанализа, часто заставляющего индивида осознавать некоторые вытесненные наклонности, в которых он действительно «узнает себя». Этот феномен узнавания и доводом существования бессознательных феноменов. См. Психоанализ.

Просмотров: 753
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.




Другие новости по теме:

  • "F1X.8" Другие психические расстройства и расстройства поведения
  • "F93" Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста
  • "F94" Расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов
  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • «АНАЛИЗ СОЗНАНИЯ»
  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • Акты сознания
  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (бессознательное психическое)
  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕЙ
  • ГИПОТЕЗА СЕПИРА-УОРФА (ГИПОТЕЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ)
  • ГИПОТЕЗА ЯЗЫКОВОГО ДЕФИЦИТА (ГИПОТЕЗА Б. БЕРНСТАЙНА)
  • Гипотеза «занятой линии»
  • Гипотеза Сепира-Уорфа (гипотеза лингвистической относительности)
  • Гипотеза кажущейся удаленности (гипотеза инвариантности размера и удаленности)
  • Гипотеза функциональной асимметрии мозга (ФАМ) (гипотеза латерализации психических процессов)
  • Гипотеза языкового дефицита (Гипотеза Б. Бернстайна)
  • ДРУГИЕ СОЗНАНИЯ
  • Другие уточненные психические расстройства в связи с повреждением и дисфункцией мозга или физическим заболеванием.
  • Концептуальный анализ сознания Э. Кенни
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • НУЛЬ-ГИПОТЕЗА (нулевая гипотеза)
  • ПСИХИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, С КОТОРЫМИ СВЯЗАНЫ СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ (МКБ 316)
  • Принципы, на которых основывается психотерапевтическая эффективность
  • Психические факторы, с которыми связаны соматические заболевания
  • СОБОРНОСТЬ СОЗНАНИЯ или СОБОРНАЯ ПРИРОДА СОЗНАНИЯ
  • СОЗНАНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ
  • СУЖЕНИЕ СОЗНАНИЯ, ОГРАНИЧЕНИЕ ПОЛЯ СОЗНАНИЯ (МКБ 300.1)
  • Сознания расстройства объективные симптомы
  • Чувство бессознательного
  • сложная гипотеза; составная гипотеза



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь