|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.
ПРЕСТИЖ(PRESTIGE) В области исследований профессионального неравенства в США традиционным, восходящим, по крайней мере, к 1920-м гг., является взгляд, согласно которому статус или «репутация» («honour») различных групп представляет собой важное измерение социальной стратификации. Среди ранних исследований на эту тему выделяется работа Л. Уорнера «Социальный класс в Америке» (Warner, 1949). В рамках этой традиции считается, что профессиональный престиж (occupational prestige) определяется системой ценностей в обществе и ощущаемой функциональной значимостью различных профессий. Измерение престижа профессий осуществляется с помощью шкал престижа, формируемых посредством опроса, в ходе которого люди выстраивают профессии в соответствии с их социальной значимостью или привлекательностью (мнения респондентов обобщались посредством выведения средних величин). Оценки профессий оказываются удивительно устойчивыми при использовании различных процедур измерения; значительное сходство наблюдается также в оценках относительного престижа профессий, даваемых членами различных обществ. Понятие престижа отличается все же некоторой неопределенностью. В рамках европейской социологической традиции М. Вебер рассматривал статус как социальную репутацию и отличное от класса измерение (dimension) социальной стратификации. Классовое неравенство, согласно Веберу, основано на неравном доступе к материальным вознаграждениям и различных жизненных шансах. Несмотря на знакомство с веберовскими работами, представители американской социологической традиции объединяли сразу несколько измерений профессионального неравенства: доход, власть, уровень образования, а также социальную репутацию. Валидность шкал престижа также подвергалась сомнению в связи с тем, что: (1) не всегда ясно, является ли то, о чем, сообщают респонденты в ходе обследований установок, реальным или желательным соотношением престижа различных профессий; (2) различные респонденты отличаются различным знанием профессиональной структуры; (3) установки респондентов значительно варьируются, и эти различия пропадают при вычислении среднего и сведении ответов в единую шкалу престижа. См. также: Высший класс; Позиционные товары; Статуса противоречивость. Лит.: Trieman (1977) Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|