Трансактный анализ

[лат. transactio — соглашение, сделка] — направление психологии, разработанное в 50-е годы американским психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго-состояний), 2) собственно Т. а. деятельности и общения, основанный на понятии "трансакция" как взаимодействие эго-состояний двух вступающих в общение индивидов; 3) анализ психологических "игр", 4) скриптоанализ (анализ жизненного сценария — "скрипта"). Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: "Родитель", "Ребенок" и "Взрослый". Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них. Эго-состояние "Родитель" обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество, содержит в себе нормы и предписания, некритически усваиваемые индивидом как в детстве, так и на протяжении всей жизни, и диктующие ему линию поведения. Кроме того, эго-состояние "Родитель" содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различают две основные формы проявления Родителя: "заботящийся" (советы, поддержка, опека и т.п.) и "контролирующий" (запреты, санкции и т.п.). Эго-состояние "Ребенок" содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Различают Ребенка "естественного" ("свободного") и "адаптированного". Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как "бунтующий" (против Родителя), "соглашающийся" и "отчуждающийся". Эго-состояние "Взрослый" включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно функционирует "здесь-и-теперь" и независимо от прошлого, хотя и использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке. Важнейшим положением теории эго-состояний является тезис о "переключении" или переходе активности от одного эго-состояния к другому: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как родитель, то как взрослый, то как ребенок. Кроме того, в поведении и переживаниях индивида могут одновременно проявляться более чем одно эго-состояние. Следующее фундаментальное понятие Т. а. — "игры", трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при которых один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим (выигрыша). Игры могут быть "хорошими", когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, и "плохими", когда маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго. Берн и его сотрудники типологизировали более сотни различных игр: "супружеские игры", "игры в кабинете врача", "игры преступного мира", "игры жизни" и т.д. В основе многих игр лежат скрипты, или "скрипт-программы" жизненного пути человека, заложенные в него с раннего детства под воздействием социальных факторов и воспитания. Скрипты содержатся в эго-состоянии "Ребенок", плохо осознаются и потому делают человека психологически зависимым, несвободным. Психотерапия, разработанная Берном на основе Т. а., призвана освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью Т. а. является достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Основной задачей при этом является достижение автономного "Взрослого", в первую очередь его деконтаминации, а затем интеграции с двумя другими эго-состояниями. Характерная для ранних этапов развития Т. а. абсолютизация роли Взрослого в интеграции личности в последнее время сменилась признанием необходимого участия в этом процессе Родителя и Ребенка. В связи с этим разработаны специальные методы, направленные на образование "новых" эго-состояний "Родитель" и "Ребенок" в случае, если они нарушены. Для диагностики эго-состояний и их форм в Т. а. разработан ряд вербальных методик, определяющих развитость, "энергетическую наполненность" эго-состояний и их форм. В.А. Петровский

Просмотров: 1072
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Cловарь. Под. ред. М.Ю. Кондратьева; Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. Под ред. А.В. Петровского




Другие новости по теме:

  • АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ
  • Анализ через синтез
  • Виды эмоциональных процессов и состояний
  • ИГРЫ ТЕОРИЯ
  • КОНТРОЛИРУЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ (CONTROLLING PARENT)
  • Командно-штабные учения и военные (военно-специальные) игры
  • Методика «Шкала состояний»
  • НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Невроз навязчивых состояний
  • Невроз навязчивых состояний
  • Невроз навязчивых состояний
  • Невроз навязчивых состояний (фобии)
  • Опыт близких к смерти состояний
  • Отношения родитель-ребенок
  • Психоз экстремальных состояний
  • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ И СОСТОЯНИЙ
  • РЕБЕНОК В РЕБЕНКЕ
  • РОДИТЕЛЬ В РЕБЕНКЕ (PARENT IN THE CHILD)
  • Ребенок - родитель (PARENTAL CHILD)
  • ТРЕНИРОВКИ, ТЕОРИЯ ИГРЫ
  • ТРИАДА КРИТЕРИЕВ РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ
  • Теория и терапия эго-состояний
  • Теория конфликта «родитель-ребенок» (PARENT-INFANT CONFLICT THEORY)
  • Триада критериев реактивных состояний
  • ЭГО-СОСТОЯНИЕ РОДИТЕЛЯ (PARENT EGO-STATE)
  • Эго-состояние Взрослый
  • Эго-состояние Ребенок
  • Эго-состояние Родитель
  • взрослый ребенок алкоголика
  • невроз навязчивых состояний



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь