|
ЭРОС[греч. (сильное) желание, любовь, как персонификация - Эрот, в греч. мифологии, поэзии и культе - бог любви; лат. Amor - Амур или Cupido - Купидон], в мифоэпич. теокосмогониях космич. прапотенция, приводящая в действие механизм генеалогич. порождения мира, «древнейший из богов» (Платон, Пир 178 d), не имеющий родителей. Так, в «Теогонии» Гесиода (ст. 116 слл.) Э. вместе с Хаосом и ГеейЗемлёй входит в начальную троицу божеств; в интерпретации Аристотеля («Метафизика» 984 b 23): Хаос - пространство, Гея - праматерия, Э.- движущая сила. Аналогичную роль Э. играет в теогониях Акусилая (9 В 1-3 DK), Ферекида из Сироса (7 А 11, В 3), Парменида (В 13) и в поэмах орфиков. Типологич. параллели: др.-евр. ruah - «дух божий», оплодотворяющий водный хаос (Кн. Бытия 1, 2; термин, означающий также любовное желание), «любовная тоска» в «космогонии сидонян» у Дамаския (De princ. 125) и др. Мотив космогонич. Э. продолжается в «любви», или «Афродите», Эмпедокла как силе, соединяющей элементы, и даёт позднюю реплику в гимне Лукреция к Венере, к-рая «одна правит природой вещей («О природе вещей» 1, 21). Уникальное место занимает философия Э. у Платона - прежде всего в «Пире», а также в «Федре», где мотив Э. как ностальгии по абсолюту переплетается с теорией припоминания - анамнесиса. Э. испытывает влечение к красоте (греч. - выражает также определ. аспект «блага» вообще) и, следовательно, ещё не обладает ею, но отсюда не следует, что он сам безобразен или не благ: Э.- не бог, а демон, т. е. промежуточное существо между богом и человеком, между красотой и безобразием, добром и злом, мудростью и незнанием. Именно в силу своей «промежуточности» Э. оказывается связующим звеном между миром небесным и земным и - для человека - средством восхождения к небесному миру. Метафизич. (недосягаемая) реальность предстаёт у Платона как эстетич. объект любви, а Э. оказывается метафорой философствования. У Аристотеля перводвигатель движет космосом как объект любви (Э.) («Метафизика» 1072 b 2). Плотин в трактате «Об Э.» («Эннеады» III 5) перетолковывает платоновский миф в духе стоич. аллегорезы: Э. происходит от нищетыматерии (к-рая лишена всякой формы) и богатствалогоса, исходящего из ума (нуса), и принадлежит Афродитедуше (как в макро, так и в микрокосмосе), занимающей промежуточное положение между нусом и материальным миром; как «сопряжённый с материей» Э. «ущербен благом, но и стремится к нему, ибо от него рождён» («Эннеады» III 5, 9). В эллинистич. филос. школах Э. низводится до уровня опасной «страсти» (патос), угрожающей апатии стоического и атараксии эпикурейского мудреца и подлежащей искоренению (Диоген Лаэртий X 118). См. также Любовь.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
Врачи поражены! Вся боль из колен и суставов спадает уже к утру
Сексолог: "Один раз сделайте это и Ваша потенция будет как в 19!"
Проблемы в постели? Этот новый препарат решит их!
Это натуральное средство устраняет простатит за считанные дни!
Забудьте о неудачах: средство, которое работает на 100%!
Врачи скрывают это от нас: как вернуть мужскую силу за одну ночь!
|
1 глоток и запоры растворятся за 10 минут! Смешайте простую воду…
Единственный продукт, который проникает в суставы на 100%, это
У мужчин челюсти отвалились, когда они увидели ее страстный танец
Запор уйдет за 7 дней! Если по утрам съедать 2 зубчика простого…
Позвали Таню, и жены начали уводить мужей. Не стесняется стыдобы
Каждый диабетик в г.Колумбус с 20 декабря имеет право получить...
Танец на выпускном взорвал сеть: смотреть без детей
Девушка из г Колумбус опозорилась на всю Беларусь! Видео ошеломит
|