СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

(этико-социологическая школа), теоретич. воззрения на обществ.-исто­рич. процесс ряда представителей народничества. С. с. сформировалась в кон. 60-х - нач. 70-х гг. 19 в. и из­ложена в трудах П. Л. Лаврова и Н. К. Михайлов­ского, к взглядам к-рых примыкали С. Н. Южаков, С. Н. Кривенко и др. Не будучи народником, эти взгля­ды разделял и Н. И. Кареев.

Филос. база С. с.- позитивизм. Однако в примене­нии позитивистских принципов в социологии рус.мыслители были в значит. степени оригинальны и вы­ступали против как органич. школы (Спенсер), так и со­циал-дарвинизма (Гумплович). В духе неокантианст­ва С. с. принципиально разграничивала естеств.-науч. и социологич. знания и в силу этого - объективный и субъективный методы исследования. Согласно С. с., личность, а не группа, класс, есть осн. «единица» обществ. структуры, равно как и историч. развития. Субъективные «помыслы» и цели личности определяют её социальную деятельность. Изучение последней осу­ществляется социологом по принципу «сопереживания», «когда наблюдатель ставит себя в положение наблюдае­мого» (Михайловский Н. К., ПСС, т. 3, СПБ, 1909, с. 402). Кроме того, С. с. включала в себя этич. аспект - оценку исследователем социальных фактов с т. зр. своего обществ. идеала, нравств. позиций.

С. с. включала общую схему историч. процесса, «теорию прогресса». У Лаврова история интерпрети­руется как вековечная борьба передового образован­ного меньшинства за прогресс, к-рый в его глазах был синонимом гармонич. развития личности. У Михай­ловского история описывается как постепенный рост разделения труда, осуществляющийся в ущерб лич­ности, «неделимого». Обе «формулы прогресса» по мно­гом построены на антропологич. понятии «нормативно­го» человека, к к-рому должно стремиться общество уси­лиями его авангарда - интеллигенции. Представите­ли С. с. учитывали объективные факторы истории (традиции, материальные потребности людей, социаль­ные институты и пр.), но рассматривали их лишь как материал для переработки в руках творч. «критич. личности».

Кроме общих философско-историч. схем, теоретики С. с. разрабатывали ряд конкретных проблем: взаимо­отношения индивида и общества, роль личности в ис­тории, значение революц. партии в обществ. борьбе («Историч. письма» Лаврова), механизм связи лидера и массы («Герои и толпа» Михайловского) и др. Свое­образным ответвлением С. с. явился «экономич. роман­тизм» (В. П. Воронцов, ?. Ф. Даниельсон и др.), означавший применение принципов социологич. субъ­ективизма к политэкономии. Положения С. с. отра­зили особенности росс. пореформенного развития, ког­да движение передовой интеллигенции против царизма ещё не могло найти массовой поддержки. В этих усло­виях идеи С. с. об «активности» индивида, о роли «кри­тически мыслящих личностей» объективно сыграли по­зитивную роль в освободит. движении.

В теоретико-методологич. плане воззрения С. с. были подвергнуты критике В. И. Лениным, охаракте­ризованы им как «...шаг назад от Чернышевско­го...» (ПСС, т. 24, с. 335).

Просмотров: 714
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • Второе значение образования как результата
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Знание как деятельность
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  • История развития учения о патологии личности
  • ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ АКМЕОЛОГИИ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • О.Конт как создатель социологии
  • Общение как процесс
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • ПОЗНАНИЕ  КАК  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рефлексия как механизм общения
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Социализация как процесс
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
  • Спенсер как создатель социологии
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Факторы развития личности
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • Эмпириокритицизм как теоретико-познавательная программа искоренения метафизики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь