СТАТУС

(от лат. status - состояние, положение) социальный, соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяе­мое по ряду признаков, специфичных для данной систе­мы (экономических, профессиональных, этнических и др.). Люди, обладающие одним и тем же С., обнаружи­вают ряд сходных личностных черт, обозначаемых как «социальный тип» личности. В зависимости от того, за­нимает ли человек данную позицию благодаря насле­дуемым признакам (раса, социальное происхождение и т. п.) или благодаря собств. усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно «предписанный» и «достигаемый» С. Каждый С. может сравниваться с другими по тому или иному признаку, соотносимому с господствующей системой ценностей, приобретая, т.о., определ. социальный престиж.

Бурж. социологи, исследуя проблему С., опираются в значит. мере на теорию М. Вебера, к-рый, противопо­ставляя свои взгляды историч. материализму, утверж­дал, что стратификация общества определяется не только экономическими (доступ к обществ. богатству) и политическими (власть, право), но и социальными (престиж) показателями. По Веберу, С. (он употреблял термин « Stand», к-рый обозначает не только положение вообще, но и сословие) - это общность людей, основан­ная на специфич. стиле жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований, представлений о чести и др. психологич. моменты. Каждому стилю жизни соответствует более или менее высокая оценка (почёт), и люди, добиваясь такой оценки, усваивают определ. нормы и представления. Так, разбогатевший буржуа стремится копировать стиль жизни  аристократии, и его дети могут усвоить презрит. отношение к экономич. предпринимательству. В буржуазной социологии дела­ются попытки эмпирически установить совокупность объективных свойств (пол, возраст, этнич. принадлеж­ность, образование, род занятия, собственность и др.), на основе к-рой возникают статусные группы с опре­деленным «стилем жизни». Подобные концепции С. иг­норируют классовые отношения как реальную основу С., социальных различий.

Понятие «С.»применяется также в качестве соотноси­тельного с понятием роли социальной; С. обозначает совокупность прав и обязанностей, а роль - динамич. аспект С., т. е. определ. поведение. В бурж. социологии и социальной психологии это значение понятия «С.» психологизируется, т.к. сводится по существу к пред­ставлениям индивида о собств. позиции или представ­лениям других о его позиции.

Марксистско-ленинское учение о классах позволяет исследовать членение общества на различные классы, социальные группы  и слои, определять фундаменталь-ные основы С. людей. В социалистич. обществе, где отсутствуют антагонистич. классы, наиболее существ. признаками С. отд. групп являются профессия, квали­фикация (образование) и, следовательно, заработная плата, а также семейно-возрастные и локальнотеррито­риальные различия. С. человека тем выше, чем больше, его трудовые заслуги и усилия.

Просмотров: 725
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • ИДЕОЛОГИЯ БОЛЬШОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ
  • ИНДЕКС СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ (ISP)
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • Индекс социальной позиции
  • Качество жизни пожилых людей
  • Нормативное понятие социальной роли
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ ГРУППЫ
  • ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • ПОЛОЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
  • ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ
  • ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ
  • ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ
  • ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ
  • ПРЕСТИЖ социальный
  • ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ
  • Престиж социальный
  • Престиж социальный
  • Престиж социальный
  • Престиж социальный
  • Программы социальной поддержки пожилых людей
  • Происхождение жизни
  • Происхождение жизни
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ИНДИВИДА
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ
  • Социальный престиж
  • Страхи людей на разных этапах жизни
  • Цена, стоимость, вознаграждение, звание, положение (в обществе)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь