|
РЕФОРМИЗМ в рабочем движенииполитич. течение, к-рое отрицает необходимость классовой борьбы, социалистич. революции, выступает за сотрудничество классов и надеется с помощью серии реформ, проводимых в рамках бурж. законности, превратить капитализм в общество «всеобщего благоденствия» и социальной справедливости. Р. возник в последней четв. 19 в., когда под влиянием успехов рабочего движения и развития бурж. демократии ряд с.-д. деятелей выступил с требованием ревизовать марксизм и взять курс на реформирование, улучшение бурж. общества, на постепенное «врастание» в социализм (Э. Бернштейн, Г. Фольмар, А. Мильеран и др.) Несмотря на борьбу против бернштейнианства, к-рую вели в еврои. с.-д. партиях марксисты, сдача позиций реформизму приобретала всё более широкий, хотя зачастую и не явно выраженный, характер. Из крупных политич. орг-ций, входивших во 2-й Интернационал, только руководимая В. И. Лениным большевистская партия последовательно отстаивала революц. линию в рабочем движении. После Окт. революции 1917 и окончания 1-й мировой войны противоборство марксизма и Р. стало борьбой между двумя организационно оформленными политич. течениями рабочего движения. Революц. крыло было представлено Коминтерном, реформистское - Бернским и 21/2-м Интернационалами, а затем, после их слияния в 1923 - Социалистич. рабочим интернационалом. Эволюция с.-д. партий в период между мировыми войнами - это движение от словесного признания марксизма к антимарксизму. После 2-й мировой войны Р. переходит на путь окончат. и полного разрыва с марксизмом, зафиксированный в новых программах осн. европ. с.-д. партий (1958-61). Офиц. доктрина совр. Р., провозглашённая в декларации Франкфуртского (1951) конгресса Социалистич. интернационала и противопоставляемая науч. коммунизму, марксизму-ленинизму - «демократический социализм». Теоретич. корни «демократич. социализма» восходят к неокантианству с его проповедью «этического социализма». С т. зр. теоретиков совр. Р. социализм - не закономерный продукт естеств.-историч. развития, а нравств. идеал, равно доступный представителям всех слоев общества. Социалистич. преобразование общества рассматривается как моральная проблема воспитания людей в духе «вечных» ценностей социализма. Соответственно Р. отвергает революц. методы воздействия на обществ. развитие. Реформа как антитеза революции остаётся основой реформистского мышления. С т. зр. Р. социализм может возникнуть только «демократически», т. е. в результате суммы политикоэкономич. и особенно культурно-воспитат. мероприятий, осуществляемых с.-д. и даже бурж. пр-вами; социализм может существовать только как «демократия», т. е. как гармонич. единство всех социальных групп, включая капиталистов - таково кредо Р. Несмотря на то, что в документах, программных заявлениях с.-д. партий встречаются упоминания о социализме, содержание этого понятия становится всё более неопределённым, расплывчатым. Стремление эклектически соединить «кусочки» капитализма и «кусочки» социализма определяет двойственность, половинчатость практич. политики реформистских, с.-д. партий. Ни в одной стране, где лидеры с.-д. партий возглавляли и возглавляют правительства, не сделано ничего для подрыва основ капитализма. Совр. Р. правых социалистов по существу направлен на модернизацию капитализма, его приспособление к новым историч. условиям. Реформистские политич. партии и тесно связанные с ними реформистские профсоюзы сыграли и играют определ. роль в повышении жизненного уровня, улучшении социального положения трудящихся. Это обеспечивает им массовую поддержку во многих развитых капиталистич. странах. Реформистские с.-д. партии, объединённые в Социалистич. интернационал, насчитывали (с учётом коллективного членства) ок. 15 млн. чел. (1980). В конце 1981 с.-д. деятели возглавляли пр-ва или входили в кабинеты 17 стран. В 70-х гг. активизировалась деятельность Социалистич. интернационала в Азии, Африке и Лат. Америке. Исходя из того, что продвижение к социализму невозможно без преодоления раскола рабочего движения, коммунистич. партии, критикуя правооппортунистич.идеологию и политику Р., выступают за конструктивный, свободный от предубеждений диалог между коммунистами и социалистами, за широкое сотрудничество с социал-демократами. Осн. препятствием для единства действий революц. и реформистского течений рабочего движения служит антикоммунизм правых лидеров социал-демократии. Именно антикоммунизм, равно как и фактич. исчезновение грани между с.-д. и либерально-бурж. воззрениями, вызвали идейно-лолитич. кризис социал-реформизма, к-рый углубился в результате хронич. неустойчивости капиталистич. экономики со 2-й пол. 70-х гг. В условиях этого кризиса внутри мн. реформистских партий, при сохранении общего курса на классовое сотрудничество с буржуазией, усилилась дифференциация и идейное брожение, активизировались левые группы. Произошли позитивные сдвиги в позициях с.-д. руководства по ряду важных междунар. проблем. С меньшей настойчивостью стало подчёркиваться враждебное отношение с.-д. партий к единству действий с коммунистами. В совр. условиях коммунисты «... приветствуют успехи в развитии сотрудничества коммунистических и социалистич. или социал-демократич. партий, достигнутые в ряде стран и в междунар. плане. Они считают, что коренные интересы рабочего класса и всех трудящихся требуют преодоления преград, стоящих на пути сотрудничества и осложняющих борьбу трудящихся против монополистического капитала, против реакционных и консервативных сил» (Конференция коммунистич. и рабочих партий Европы, М., 1977, с. 21).
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|