|
ПНЕВМА(греч. первоначально - дуновение, вдыхаемый воздух, дыхание, позднее - дух), термин др.-греч. философии и медицины. У натурфилософов 6 в. до н. э. П. употребляется для обозначения элемента «воздуха» (Ферекид из Сироса А 8; Анаксимен В 2; «бесконечная П.», вдыхаемая космосом, в пифагореизме - 58 В 30). Начало спиритуализации П. было положено отождествлением воздуха П. с субстанцией души (псюхе) в традиции Анаксимена - Диогена Аполлонийского, у к-рого также впервые фиксируется представление о жизненном дыханииП., движущемся в венах имеете с кровью; это представление проникло затем как в гиппократовскую (косскую) школу, локализовавшую источник П. в мозгу, так и в сицилийскую школу врачей, локализовавшую источник П. в сердце. Через посредство сицилийского врача-натурфилософа Филистиона из Локр между 370 и 360 до н. а. оно было воспринято Платоном и Аристотелем (Аристотель различал два вида П.: П. как вдыхаемый воздух, регулирующий температуру тела, и психич. П., постоянно испаряющуюся из крови), развито Эрасистратом в 3 в. до н. э. и через школу врачейпневматиков 1 в. н. я. (объяснявшей всю жизнедеятельность потоками П., истекающими из сердца) и Галена (понимавшего П. как субстанциюпосредник между душой и телом, используемую душой в качестве орудия чувств. познания и телесных движений) дошло до нового времени в виде представления о «жизненных духах» (spiritus vitales) в крови и нервах у Андрея Везалия и Декарта. В стоицизме II. - тончайшая и подвижнейшая субстанция (у Хригиппа - смесь огня и воздуха, SVF II 310), отождествляемая с панкосмич. имманентным божеством, «пронизывающая» космос жизненным дыханием и объединяющая его в целостный организм, как душа - тело, но различаясь при этом степенью интенсивности, или натяжения. Иерархия натяжений: 1) низшая ступень (габитус), сообщающая единство неорганич. телам; 2) «природа», вызывающая рост растений; 3) животная душа (псюхе); 4) разум (логос) (SVF II 458-462; см. также Посидоний и Симпатия космическая). Каждая пневматич. система имеет свой центр управления - «руководящую часть», соединяющуюся с периферией тела потоками П. и на микрокосмич. уровне помещающуюся у человека в сердце, на макрокосмическом - в эфире (у Зенона из Китиона и Хрисиппа SVF II 642-644) или солнце (у Клеанфа SVF I 499). Полное одухотворение П. происходит в среде эллинистич. иудаизма на рубеже н. э.: уже в «Книге премудрости Соломона» II. выражает прямое вмешательство бога в мировую историю; Филон Александрийский называет П. «божеств. дух» - высшую (бессмертную и бестелесную) часть человеч. души (Leg. alleg. l, 37), а также принцип профетич. познания, превосходящий человеч. интеллект и даруемый богом. У Плутарха П. ставится в связь с иррациональными способностями души и оракульской мантикой (Def. or. 432 d). В гностицизме и герметизме П. употребляется в различных значениях (напр., у гностиков Валентина и Юстина так же, как у Филона); характерна роль П. как посредника: в космосе - между светом и тьмой, высшей и низшей областью мира; в человеке - между телом и душой (воздушная оболочка души, ср. Квинтэссенция - астральное тело). В магич. папирусах и у алхимиков П. - скрытая таинств. сила, к-рой можно овладеть для достижения определ. цели [напр., превращение металлов в золото; ср. «дух мира» (spiritus mundi) Агриппы Неттесхеймского]. У неоплатоников П. - посредник материального и нематериального, оболочка души, предохраняющая её от оскверняющего прикосновения к телу (Плотин, Эннеады II 2, 2) и от непосредств. контакта с материальным миром при чувств. восприятии (душа воспринимает отпечатки тел на пневматич. оболочке).
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|