ПЛОТИН

(204/205, Ликополь, Египет, - 270, Минтурне, Италия), греч. философ-платоник, основатель неоплатонизма. Единств. достоверный ис­точник сведений о нём - «Жизнь П.» Порфирия, уче­ника П. и издателя его «Эннеад». Учился в Александрии, где 11 лет был учеником Аммония. С 244/245- в Риме, преподавал философию; после 10 лет устных бесед П. начал записывать своё учение.

Как и представители среднего платонизма, П. преж­де всего толкует Платона, но не комментирует отд. его диалоги, а на основе ряда платоновских текстов («Тимей», первые две предпосылки «Парменида», миф в «Федре», речь Диотимы в «Пире», 6-7-я книги и миф в 10-й кн. «Государства», 2-е письмо и др.) строит некое подобие системы. Подчёркнутое почтение к Платону сопровождается у П. острой критикой всей послеплатоновской философии, к-рой П., однако, многим обязан.

Традиция среднего платонизма и неопифагореизма, к к-рой тяготел П., исходила из противопоставления чувств. космоса умопостигаемому, посредствующим зве­ном между к-рыми признавалась мировая душа  (см. Псюхе), Новым у П. явилось учение о первоначале всего сущего, едином, к-рое само выше сущего, или, по Пла­тону, «за пределами сущности». При этом последова­тельность ум-душа-космос, т. е. вся сфера бытия, оказывалась только проявлением, осуществлением первоначала, тремя его ипостасями: ум и душа - осу­ществление единого в вечности, космос - во времени. Единое, начало всего сущего, как и у Платона, име­нуется у П. благом и сравнивается с солнцем. Ему противоположна тёмная и лишённая вида материя, прин­цип зла. Но такова только собственно материя, низ­шая граница, замыкающая иерархию бытия; однако ма­терия есть и в умопостигаемом. В принципиальном смысле материя у П. - бестелесный неаффицируемый субъект, относительное неопределённое подлежащее. П. использует здесь также пифагорейский комплекс пред­ставлений о неопредел. двоице, первом различии и «дерзости», ставшей причиной перехода единого во мно­жество. Ум дерзнул отпасть от единого, душа - от ума, а наиболее дерзкая часть души прозябает вплоть до растений. Т. о., материя у П. провоцирует высшее к переходу в низшее. Она - зеркало, отражаясь в к-ром высшее порождает низшее в качестве своего подобия. Итак, сфера сущего охвачена, по П., мощью сверхсу­щего единого и ограничена немощью несущей материи. Структуру бытия у П. задаёт противопоставление «та­мошнего» и «здешнего». «Там» - истинно сущее, ум, к-рый и есть первичные сущности; в уме мысль и пред­мет мысли совпадают. Поэтому ум обладает недоступ­ной низшему способностью: осуществлять свои замыслы без посредства орудий и в материи, к-рая не отличает­ся от него самого. «Образы», творимые умом, есть пер­вообразы, тогда как в «здешнем» миро нам приходится довольствоваться подобиями. Однако принцип подра­жания П. проводит не механически. П. исходит из то­го, что только чувств. космос находится в определ. месте, тогда как умопостигаемый мир - повсюду. Поэтому душа в человеке не есть подобие некоей души-в-себе; знания, получаемые ею от ума, - подлинные. Сфера истинного бытия всегда открыта для души, ей нужно только уметь вернуться к себе самой, познать свою истинную природу. Возможность такого возвра­щения обеспечена тем, что душа не целиком выступает из умопостигаемого космоса; её рождение в теле озна­чает «дробление» единой души, ибо «там» - все души нераздельны. Достигается это возвращение на путях очищения души и уподобления её божеству.

Универсум П. статичен. Всякая низшая ступень в нём вечно рождается от высшей, причём высшая вечно остаётся неизменной и, порождая, не терпит ущерба. Единое вечно сияет в своей сверхпрекрасной благости, вечно прекрасен созерцающий сам себя ум, вечно душа устремляется к единому и оглядывается на созданный ею космос. Космос вечно вращается круговым враще­нием и в подлунной части его вечно чередуются воз­никновение и гибель. Вечно взаимное истребление жи­вотных, вечны войны и убийства среди людей. Вечно и неизбежно зло в мире. Это, однако, не делает П. пес­симистом. Здешний мир для пего - игра в театре. Ничто не властно над благой душой, даже рок, к-рому подвластна вся сфера времени. Из того, что в мире есть зло, не следует, будто божество не заботится о мире, что мир лишён разумного плана: ведь и в драме не все герои, но есть и рабы. Разнообразие, вносимое злом, только украшает пьесу, а наша истинная отчизна - всегда рядом с нами. Пусть душа, презрев «здешнее», вернётся к своему истинному отцу и любит его чистой любовью. Это иронич. отношение П, к настоящему и «здешнему», его устремлённость к прошлому и «та­мошнему» как единств. пристанищу для затерянной в просторах космоса души характерные черты не только позиции П., но и того последнего этапа в раз­витии антич. философия, к-рый открывается им.

П. оказал огромное влияние на последующее разви­тие философии, нередко - анонимно и опосредованно (ср. т. н. «Теологию Аристотеля», являющуюся в дей­ствительности извлечением из «Эннеад», а также широ­кое проникновение идей П. в зан.-европ. ср.-век. куль­туру через посредство Макробия и особенно Августина). Прямое Знакомство с П. происходит в 15 в. (Фичино и платоновская Академия во Флоренции); под влия­нием П. находится Бруно. Позднее особый интерес к П. характерен для Беркли, представителей нем. классич. идеализма, а также для мыслителей и эпиго­нов нем. романтизма.

Просмотров: 527
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «СТРАСТИ ДУШИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АНАЛОГИЯ СУЩЕГО, аналогия бытия
  • БЕССМЕРТИЕ ДУШИ
  • В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
  • Воздух, жизнь, характер, душа, тень (умершего)
  • Воспитание в широком смысле есть процесс
  • ДУША (англ. SOUL, нем. SEELE, фр. AME)
  • ДУША В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ДУША В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • Душа как Солнце
  • ДУШИ ГЛУБИНЫ
  • ДУШИ, ОБРАЗ
  • Жизнь, душа, дух, мужество
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Исповедь души
  • МИРОВАЯ ДУША
  • Мировая Душа
  • Мировая душа
  • МИРОВАЯ ДУША
  • МИРОВАЯ ДУША
  • МИРОВАЯ ДУША
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Прекрасное есть жизнь
  • принцип единства явления и его сущности
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь