ПАРТИЙНОСТЬ,

1) принадлежность человека к политич. партии. 2) Идейная направленность мировоззрения, философии, обществ. наук, лит-ры и иск-ва, выражающая интересы определ. классов, социальных групп и проявляющаяся как в социальных тенденциях науч. и художеств. творчества, так и в личных позициях учёного, философа, писателя, художника. В широком смысле П.- принцип поведения людей, деятельности орг-ций и учреждений, орудие политич. и идеологич. борьбы.

Всякий обществ. класс, всякая значит. социальная группа  имеют свои особые экономич. и политич. интересы, свои духовные ценности - моральные нормы и принципы, традиции и обычаи, цели и идеалы, к-рые так или иначе защищают, обосновывают и развивают идеологи, учёные, деятели культуры. «...Ни один живой человек не может не становиться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчиться его неудачами, не может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу, на тех, кто мешает его развитию распространением отсталых воззрений». П. есть высшее выражение классового характера обществ. науки, философии, лит-ры, иск-ва. Не всякий учёный и художник отчётливо сознаёт классовый характер науч. и художеств. творчества, в т. ч. и своих произведений, взглядов. Классовое содержание произведения может проявляться и в нечётко оформленных симпатиях и антипатиях автора, в приверженности духовным ценностям, к-рые так или иначе связаны с классовыми устремлениями. Лишь П. представляет собой результат и политич. выражение развитых классовых противоположностей. Само понятие «П.» неразрывно связано с деятельностью политич. партии, отчётливо выражающей интересы класса или социальной группы и берущей на себя задачу руководства их политич. борьбой. Поэтому П. характеризуется высокой степенью осознанности классовых интересов и приверженностью политич. линии партии. «Чем более политически развиты, просвещены, сознательны данное население или данный класс, тем выше, по общему правилу, его партийность».

П. свойственна обществ. мысли на протяжении всей истории антагонистич. обществ. В зависимости от того, интересы какого класса - прогрессивного или реакционного - выражала определ. политич. группировка, П. этой группы играла либо реакционную, либо прогрессивную роль в развитии общества. С возникновением буржуазии и пролетариата П. приобретает качественно иные характеристики, начинает играть более значит. роль в борьбе классов, в идейно-политич. жизни общества. Выступление пролетариата как революц. силы, формирование марксизма-ленинизма - науч. идеологии пролетариата, последовательно выражающей его интересы, организация политич. партии рабочего класса позволили всесторонне противопоставить интересы рабочего класса и всех трудящихся интересам капиталистов, др. эксплуататорских классов не только в сфере политики, но и в сфере философии, социологии, науч. и художеств. творчества. Принцип П. становится всеобщим принципом анализа и оценки социальных явлений, научных концепций, политических программ и лозунгов.

В марксистско-ленинском учении принцип коммунистич. П. органически соединяет в себе подлинно науч. анализ действительности с последоват. защитой интересов пролетариата. Пролетариат нуждается в науч., объективном раскрытии картины мира, законов, путей движения общества от капитализма к коммунизму. Говоря иначе, объективный ход мировой истории и классовый интерес пролетариата совпадают, теория же марксизма-ленинизма, дающая науч. картину перехода к коммунизму, выступает как идеология, выражающая интересы пролетариата и всех трудящихся. Вот почему спекуляции врагов социализма, пытающихся противопоставить научность и пролет. партийность марксистско-ленинской теории, не имеют под собой никаких реальных оснований.

Пролетариат как восходящий класс истории, интересы к-рого совпадают с интересами всех трудящихся, открыто провозглашает свои цели - победу коммунизма, а коммунистич. партия последовательно отстаивает принцип П. Защищая и обосновывая цели и задачи рабочего класса, политики коммунистич. партии, марксистско-ленинская теория беспощадно критикует эксплуататорский строй, его политику и идеологию. Естественно, что такая теория не может не признавать П. всякой политики и идеологии. В противоположность этому буржуазия, интересы к-рой противоречат интересам большинства населения, вынуждена скрывать свои корыстные устремления, выдавать свои экономич. и политич. цели за цели всего общества, прикрываться тогой беспартийности. Поэтому П. выступает как идея пролетарская, а беспартийность - как идея буржуазная.

Пытаясь всеми средствами скомпрометировать социалистич. образ жизни,  прибегая к клевете и дезинформации, подрывной деятельности, империалистич. пропаганда широко распространяет взгляды, согласно к-рым в век науч.-технич. революции происходит сближение форм обществ. жизни при социализме и капитализме, а идейные принципы, идеологич. различия будто бы утрачивают своё былое значение. Происходит якобы деидеологизация обществ. жизни, в к-рой принципы П. лишь навязываются извне. Однако практика показывает, что до тех пор, пока в мире сохраняются антагонистич. классы, эксплуатация человека человеком,  пока существует противоположность интересов монополистич. капитала и рабочего класса, всех трудящихся, неизбежно будет продолжаться классовая борьба  трудящихся за своё социальное освобождение.

В принципе с т. зр. объективных последствий не имеет существ. значения, культивируется ли идея беспартийности сознательно, как лицемерное прикрытие корыстных интересов буржуазии, или это следствие заблуждения, или, наконец, результат трусливого желания избежать сложностей действительности, уклониться от выбора определ. политич. решения. В условиях острой борьбы между силами социализма и капитализма необходимость классового, парт. подхода к анализу и оценке социальных явлений на мировой арене и внутри стран сохраняет всю свою актуальность.

П. обществ. наук определяется тем обстоятельством, что предметом их исследований выступают социальные явления, к-рые невозможно объяснить, не прибегая к характеристике интересов классов, социальных групп. Трактовка же этих интересов, а следовательно, раскрытие сущности обществ. явлений зависит от социальной ориентации учёного, сформировавшейся под воздействием той обществ. группы, к к-рой он принадлежит или на к-рую он ориентируется. В. И. Ленин показал, что «... "беспристрастной" социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе... Ожидать беспристрастной науки в обществе наемного рабства - такая же глупенькая наивность, как ожидать беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не следует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала» .В противовес этой чёткой марксистской позиции мн. бурж. учёные культивируют идею объективизма в науке, отождествляя при этом объективизм с научностью. Показывая несостоятельность такой позиции, В. И. Ленин писал: «Объективист говорит о необходимости данного исторического процесса; материалист констатирует с точностью данную общественно-экономическую формацию и порождаемые ею антагонистические отношения. Объективист, доказывая необходимость данного ряда фактов, всегда рискует сбиться на точку зрения апологета этих фактов; материалист вскрывает классовые противоречия и тем самым определяет свою точку зрения... Таким образом, материалист, с одной стороны, последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм... С другой стороны, материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы» .

П. в философии и в обществ. науках связана с познанием истинной картины мира, с развитием прогрессивных идей, носителями к-рых были, как правило, представители восходящих классов. В философии движение человеч. познания к науч. картине мира выразилось в развитии материалистич. миропонимания, в становлении диалектич. взглядов на процессы природы и общества. П. филос. взглядов состоит в различном подходе к целостному объяснению мира (соотношение материи и духа, бытия и сознания), места человека в мире, его отношения к этич. и эстетич. ценностям и др. Философия марксизма - диалектич. и историч. материализм - возникла как теоретич. система, выражающая мировоззрение рабочего класса, дающая методологич. основы революц. преобразоват. деятельности и науч. исследования. В качестве подлинно науч. и революц. философии современности марксистско-ленинская теория находится на вооружении Коммунистич. партии и противостоит различным школам и течениям идеализма - объективного и субъективного. Марксистская философия включает в себя П., т. е. защиту интересов пролетариата, как непременный элемент научности. «Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет назад» .

П. в лит-ре и иск-ве проявляется в идейной направленности творчества писателя, художника, артиста, музыканта. Художник не может уйти от определ. трактовки социальных позиций и устремлений изображаемых героев, как и от собственных симпатий и антипатий, поскольку каждый человек бесчисленными нитями связан с интересами и духовными ценностями определ. классов, социальных групп и ориентируется на них. В ст. «Партийная организация и партийная литература» (1905) Ленин показал лицемерие рассуждений об абс. свободе творчества: «Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания». Разговоры об абс. свободе - лишь маскировка, «... буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность)» (там же). Ленин поставил задачу, чтобы лицемерносвободной, а на деле связанной с буржуазией лит-ре противопоставить действительно свободную, открыто связанную с пролетариатом лит-ру; при этом Ленин подчёркивал, что в силу своей специфики художеств. творчество требует обеспечения «... большого простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию» .Коммунистич.партия, осуществляя руководство лит-рой и иск-вом, постоянно подчёркивает необходимость развития принципа П., видит в нём условие глубокого проникновения в сущность социальных процессов, яркого и убедит. отображения человеч. характеров, проблем построения коммунистич. общества. .

Просмотров: 371
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • ВКЛЮЧЕНИЕ КЛАССА
  • ГРАНИЦЫ КЛАССА
  • ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ
  • Группы интересов
  • Группы интересов (INTEREST GROUPS)
  • ИНТЕРВАЛ КЛАССА
  • ИНТЕРЕСЫ
  • ИНТЕРЕСЫ СОЦИАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖИ
  • Интересы
  • КОНСЕРВАТИЗМ РАБОЧЕГО КЛАССА
  • КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МОДЕЛЬ РАССЛОЕНИЯ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
  • НОВОГО КЛАССА КОНЦЕПЦИЯ
  • ОБЪЯСНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА В РОССИИ
  • ПРЕЗУМПЦИЯ ОБЪЯСНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • ПСИХОЛОГИЯ КЛАССА
  • РАБОЧЕГО КЛАССА КОНСЕРВАТИЗМ
  • РАДИКАЛИЗМ СРЕДНЕГО КЛАССА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • СОЮЗ РАБОЧЕГО КЛАССА И КРЕСТЬЯНСТВА
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • Теория социальных групп
  • ЧАСТНОСОБСТВЕННИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь