НОЭЗИС И НОЭМА

(греч. мышление, постижение, разумение и ????»альфа» - мыслимое содержание, мысль), термины платоновской и аристотелевской философии, относящиеся к теории познания. У Платона ноэзис понимается как мыслящее усмотрение сущности, идеи, основанное на созерцат. природе разума (идея в философии Платона имеет значение «вида», зримого «лика» - эйдоса); ноэма (мысль) есть постижение многообразия вещей как нек-рого единства. Продолжив платоновское учение об уме, Аристотель толковал мышление как определ. соединение и соотнесение ноэм. Истина, по Аристотелю, есть адекватное сочетание поэм; ложь - несоответствие утверждений и отрицаний действит. связям между вещали и смыслами.

Термины «ноэзис» и «поэма» в специфич. значении использованы Гуссерлем и феноменологич. школами. Здесь они связаны с центр. понятием феноменологии - интенционалъностъю (т. е. предметной направленностью сознания). Взаимодополнительные (коррелятивные) аспекты этой направленности (интенциональности) Гуссерль обозначает терминами «ноэзис» и «поэма». Ноэтич. момент интенциональности, ноэзис, или «ноэза» (die Noose), есть осмысливающая направленность сознания на объект, к-рый, в свою очередь, как носитель смысла (мыслимого содержания) есть ноэма. Подобное различение служит в феноменологич. анализе задаче раздельного описания объектов сознания и процессов их идеального построения.

Просмотров: 519
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • WHOIS (Кто есть кто)
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • АНОНИМНЫЙ «КТО ЕСТЬ КТО»
  • Воспитание в широком смысле есть процесс
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • Интеллект (разумение, понимание, постижение)
  • ЛЕКЦИИ ПО ФЕНОМЕНОЛОГИИ ВНУТРЕННЕГО СОЗНАНИЯ ВРЕМЕНИ
  • НОЭЗИС
  • НОЭЗИС
  • НОЭЗИС
  • НОЭЗИС и НОЭМА
  • НОЭЗИС и НОЭМА
  • НОЭЗИС и НОЭМА
  • НОЭЗИС и НОЭМА
  • НОЭМА
  • НОЭМА
  • НОЭМА
  • НОЭСИС и НОЭМА
  • НОЭСИС и НОЭМА
  • Основная проблематика французской просветительской философии. Учение о природе
  • Прекрасное есть жизнь
  • Принятие другого таким, каков он есть
  • СОБОРНОСТЬ СОЗНАНИЯ или СОБОРНАЯ ПРИРОДА СОЗНАНИЯ
  • СОЗНАНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ
  • СУЖЕНИЕ СОЗНАНИЯ, ОГРАНИЧЕНИЕ ПОЛЯ СОЗНАНИЯ (МКБ 300.1)
  • Тератологический, то есть относящийся к тератологии
  • Философская мысль духовно-академического направления в русской философии XVIII-XIX вв.
  • анонимный «кто есть кто»
  • единства сознания и деятельности принцип



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь