КОСМОС

(лат. mundus), термин др.-греч. философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого. В дофилос. употреблении значение слова К. варьирует от внешне зримого, тектонически организованного «строения», «украшения», «наряда» до понятия внутр. структуры, особенно социальной - политической (гос. строй, «порядок» - Геродот) я военной (воинский строй или ряд как противоположность беспорядочной рассеянности элементоввоинов - начиная с Гомера, а также «дисциплина» и «чинность» в поведении индивида; ср. рус. «ряд» и особенно «чин» в др.-рус. смысле). Пути проникновения термина «К.» в филос. лексикон остаются неясными. Свидетельство «Мнений философов» (Plac. II 1,1) о том, что «Пифагор первым назвал универсум „космосом", исходя из порядка к-рый в нем наличен», не согласуется с тем, что термин « К.» употребляется в космологич. контексте уже у милетских философов [несомненно, у Анаксимандра 12 А 9 DK о концентрич. сферах «элементов» внутри сферич. миранебосвода]. Впервые К. как «мирострой», «мир» бесспорно засвидетельствован ок. 500 до н. э. во фрагментах Гераклита (В 30, В 12451, 107 Marcovich), зависимость к-рого от Пифагора весьма сомнительна, и затем прочно входит в натурфилос. лексикон досократиков (Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Филолай, Демокрит, Диоген Аполлонийский и др.). В системах, допускающих множество «миров» (особенно в атомистич. традиции), К. всегда обозначает «упорядоченную часть» Вселенной и противополагается понятию- «универсум» (т. е. примерно соответствует понятию солнечной системы). У Платона и Аристотеля (особенно трактат «О небе») с термином К. конкурирует термин о?????? - «небо», окончательно уступающий место К. начиная с эпохи эллинизма.

Идея К. как разумной и прекрасной упорядоченности была изначально чревата, с одной стороны, телеологизмом и возможностью осмысления К. как результата целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (частично эти возможности были реализованы уже Анаксагором, полностью - Платоном в «Тимее»), с другой - обожествлением самого К.: пантеизмом или космотеязмом. Др.-греч. восприятие К. (особенно у Платона, Аристотеля и стоиков) как предельной полноты бытия, как эстетически прекрасного, совершенного, «всеобъемлющего» и невинного существа составляет историч. антитезу иудеохрист. концепции «ущербности» природы как результата грехопадения, равно как и неприятию мира как творения злого демиурга в гностицизме.

Просмотров: 567
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного»
  • Второе значение образования как результата
  • Меньший термин простого категорического силлогизма
  • Мусульманская концепция творения мира
  • Распределенный термин
  • Распределенный термин суждения
  • Средний термин
  • ТЕРМИН
  • ТЕРМИН
  • ТЕРМИН
  • ТЕРМИН
  • ТЕРМИН
  • ТЕРМИН
  • ТЕРМИН
  • ТЕРМИН
  • ТЕРМИН
  • ТЕРМИН
  • ТЕРМИН (ОТ ЛАТ
  • ТЕРМИН ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
  • ТЕРМИН ЭМПИРИЧЕСКИЙ
  • Термин
  • Термин
  • Термин
  • Термин
  • Термин
  • Термин
  • Термин
  • Украшение, наряд, порядок, устройство, строй войска
  • замещение (термин психоанализа)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь