ФЕТИШИЗМ

(франц. fetichisme, от fetiche - идол, талисман), 1) религ. поклонение материальным предметам - фетишам, к-рым приписываются сверхъестеств. свойства. Термин «фетиш» введён голл. путешественником В. Босманом в нач. 18 в. Франц. учёный Ш. де Брос в соч. «О культе богов фетишей» (1760, рус. пер. под назв.- «О фетишизме», 1973) исследовал Ф. в религиях древних египтян, греков, римлян. Франц. просветители рассматривали Ф. как архаич. форму религии, непосредственно связанную с невежеством (см. П. Гольбах, Система природы, М., 1940, с. 220-21). Для Гегеля Ф.- форма первоначальной, непосредств. религии - колдовства, когда человек осуществляет косвенную власть над природой с помощью волшебного средства - фетиша, достигая того, что ему нужно (см. «Философия религии», т. 1, М., 1975, с. 448).

Характеристика Ф. в этнографии многозначна: Дж. Леббок основывал Ф. на первобытном веровании в возможность принудить божество исполнять желание человека; Тайлор, Спенсер и др. считали Ф. формой анимизма (фетиш - вместилище духа). В мировых религиях Ф. сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «чёрного камня» у мусульман. с. А. Токарев.

2) Характерный для товарно-капиталистич. общества процесс наделения продуктов труда сверхъестеств. свойствами (самовозрастание стоимости и пр.), обусловленный овеществлением социальных отношений и персонификацией вещей. Ф.- это отождествление обществ. и культурных функций предмета с естеств. свойствами или вещи, или продукта человеч. деятельности, или природными особенностями индивида.

Структура фетишистского сознания и механизм процесса фетишизации были раскрыты К. Марксом при исследовании товарного фетишизма. Для Маркса Ф. - это не только общий и постоянный элемент религии, но и элемент целого ряда форм сознания, далёких от религии в собственном смысле слова. В религ. мире «...продукты человеческого мозга представляются самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом. То же самое происходит в мире товаров с продуктами человеческих рук. Это я называю фетишизмом...» (M a p к с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 82). Наделение предметов магич. свойствами, их сакрализация, освящение присущи не только религ. сознанию, но и различным формам «светского» сознания (алхимия, бурж. политэкономич. особенно в её вульгарной форме, и др.). В теории Ф. Марксом была не только вскрыта структура и формы фетишистского сознания, но и показана социально-экономич. обусловленность Ф. бурж. производств. отношениями. Маркс связывает Ф. со сращением символа и вещи, культурно-социальных функций предмета с природным бытием вещи. При этом объект Ф. превращается в некое магич. средство, призванное обеспечить достижение желаемого результата.

В совр. марксистской лит-ре подчёркивается методологич. значение теории Ф. для изучения Ф. как этапа в развитии религии (Г. П. Францов, Б. И. Шаревская, А. Ф. Анисимов), существующего не только в автохтонных культах (напр., Африки), но и в качестве пережитка в христианстве, для выявления Ф. как наиболее общего и постоянного элемента религии вообще (С. А. Токарев). Марксистские социологи обращаются к теории Ф., раз

витой Марксом, при анализе деформирующего влияния Ф. на принципы науч. знания (смещение сущности и видимости, утилитаристское понимание идеала научности и т. л.), критике различных форм «массовой культуры» и потребительского сознания, осмысления тенденций социально-психологич. процессов в бурж. обществе.

Просмотров: 710
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • ВСЕМИРНЫЕ РЕЛИГИИ
  • Д.Юм об обществе, справедливости, собственности, морали, религии
  • ДУАЛИСТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО РЕЛИГИИ И ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЗАКРЫТЫХ ОБЩЕСТ-ВАК
  • ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ
  • МЕТАБУДДИЙСКИЕ РЕЛИГИИ
  • МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
  • НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ
  • ОТМИРАНИЕ РЕЛИГИИ
  • ПЕРВОБЫТНЫЕ РЕЛИГИИ
  • ПЕРВОБЫТНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ
  • ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ. ПОЛИТЕИЗМ
  • СОЗНАНИЯ, ЭЛЕМЕНТ
  • СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • Социология религии 
  • ТЕАТРАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО СОЗНАНИЯ И ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ ТЕОРИИ ТЕАТРА
  • ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
  • ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
  • ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
  • ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
  • ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
  • ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
  • ФОРМЫ РЕЛИГИИ РАННИЕ
  • ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И КОММУНИЗМА
  • ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ
  • Этические религии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь