|
ЧЭНбратья: Хао (Чэн Бочунь, Чэн Миндао; 1032, Лоян -7.7.1085, там же) и И (Чэн Чжэшу, Чэн И чу а н ь; 1033, Лоян -5.10.1107, там же), основоположники неоконфуцианства, совместно разработавшие ряд его осн. идей. Племянники Чжан Цзая. Занимали ряд чиновничьих постов. И Ч. резкой критикой высокопоставленных сановников нажил себе врагов, в 1097 был сослан, в 1100 помилован, однако распространение его идей до 1155 было большей частью под запретом. Несмотря на значит. общность, взгляды Ч. впоследствии положили начало двум школам в неоконфуцианстве: субъективно-идеалистич. школе Лу - Ван (от фамилий Лу Цзююаня и Ван Янмина), или синь сюе (учение о сознании), идущей от Хао, и рационалистич. школе объективного идеализма Чэн - Чжу (Чэн И - Чжу Си), или ли сюе (учение о принципе, законе), восходящей к И. Их филос. труды собраны в «ЭрЧэн цюаньцзи» [Полн. собр. (трактатов) обоих Ч.], а лит. соч. в «ЭрЧэн вэньцзи» («Собр. произведений обоих Ч.»). Ч. разработали одну из осн. идей неоконфуцианства - концепцию лизакона, единого и многообразного, присущего всем людям, вещам и явлениям и управляющего ими. Ли является самоочевидным и самостоятельным, оно не может быть ни увеличеноусилено, ни уменьшеноослаблено, совмещает в себе все принципы - естественные и моральные, общие и единичные. Ли тождественно сознанию и природе, это универсальная истина, порядок и закон, универсальный процесс создания и творения. И подчёркивал гармоничное сочетание единства и многообразия ли, а его положение «принцип - один, но его проявления - различны» стало одной из самых известных филос. идей в Китае. Хао уделял значит. внимание идее бытия как постоянного процесса рождения и возрождения - гл. атрибута Вселенной; все вещи обладают «животворящим началом», им является жэнъ (человечность, гуманность), устраняющее преграды между «Я» и всем остальным и объединяющее небо, землю и человека. С нек-рыми оговорками Хао можно считать монистом (нет ли вне материальной силы ци и нет ци вне ли), а И - дуалистом; в то же время И считал, что силы инь и ян не существуют вне ли и что каждая вещь обладает как телесным (ци), так и нематериальным (ли) аспектами.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|