|
АБЕЛЯР Пьер(1079, Падле - 21.4.1142, аббатство Сен-Марсель), франц. философ, теолог и поэт. Учился у Росцелина и Гильома из Шамио. В 1113 открыл собств. школу, привлекшую множество учеников. Трагич. история любви А. к Элоизе закончилась уходом их в монастырь (1119). Выступая против крайнего реализма Гильома из Шампо, с одной стороны, и номинализма Росцелина - с другой, А. сформулировал собств. учение, воспроизводящее нек-рые черты аристотелевой концепции и получившее назв. концептуализма: универсалии не обладают самостоят, реальностью, реально существуют лишь отд. вещи; однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирующей деятельности ума, обособления им отд. свойств вещей; В основе знания лежит чувств, восприятие; в акте чувств, созерцания человеку дано только единичное. Идеи существуют только в божеств, уме, способном в акте созерцания ясно и отчётливо схватывать любое множество. Чтобы обосновать логич. законность общих понятий, А. должен был предположить возможность для человека хотя бы смутно и неотчётливо воспринимать множество вещей нек-рого вида, а также схватывать форму вещи отдельно от материи (т. е. способность абстрагирования). В отличие от Ансельма Кентерберийского, требовавшего, чтобы разум формировался на основе веры («верую, чтобы понимать»), у А. разум частично обособляется от веры и становится её предварит, условием («понимаю, чтобы верить»). Правда, Священное писание, равно как и церк. таинства, не подлежат предварит, разумному осмыслению, однако авторитет церк. предания и догматики должен быть удостоверен разумом. Логич. анализ догматич. положений в соч. А. в ряде случаев расходился с принятым толкованием. Теологич. соч. А. дважды осуждались католич. церковью - на соборах в Суассоне (1121) и в Сансе (1140). В центре этики А.- вопрос о сущности греха, к-рый он определяет как согласие на недолжное, на зло, намерение действовать против божеств, воли. Зло самого поступка ничего не добавляет к злу намерения, что относится у А. также и к добрым делам и намерениям. Это предполагает, что должное" и недолжное предстоят выбору, а потому доступны разумному осмыслению и оценке. Закон должен предшествовать принятию волевого решения, в противном случае преступивший его не несёт вины: не знакомые с Евангелием, содержащим нравств. закон религ. жизни, свободны от вины. Однако в вопросе о спасении, полностью лежащем в сфере божеств, ведения, А. выступает сторонником жёсткого учения о предопределении: проблема нравств. вины относится им только к сфере человеч. деятельности и знания. А.- один из основателей схоластич. метода [соч. «Да и нет» («Sie et поп»)], намеченного им как логический анализ противоположных суждений по к.-л. вопросу.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
97-летний кардиолог: Если давление выше 130\90, выпейте 2 ложки…
Не смейте выбрасывать зажимы от хлебных упаковок: они бесценны
Боль отступит от суставов уже через 2 дня. Хватает пары ложек...
У мужчин челюсти отвалились, когда они увидели ее страстный танец
Чтобы потенция всегда была крепкой, делайте это раз в день!
Врачи поражены! Вся боль из колен и суставов спадает уже к утру!
|
Ревматолог: Пожалуйста! Не ешьте это, если у вас болят суставы!
Школьники потрясли всю сеть этим танцем — смотреть без детей!
Суставы болят не от старости! Найден злейший враг боли в суставах
Вот, что излечит ваши запястья даже в 75 лет! Нужно взять...
Этот танец невесты оставит вас без слов! Пересмотрела 10 раз!
Эта штука излечивает суставы в любом возрасте. Записывай рецепт:
Пока не стукнул инсульт и не лопнул сосуд, возьмите за правило...
Позвали Таню, и жены начали уводить мужей. Не стесняется стыдобы
![]() |