|
«ФИЗИКА»позднее название соч. Аристотеля в 8 книгах, к-рое в греч. рукописях и у древних комментаторов называется «Лекции по физике». Дошедшая до нас редакция принадлежит Андронику Родосскому (1 в. до н. э.), к-рый объединил относительно самостоят. соч.- кн. 1, 2, 3- 6, 7, 8. Из них кн. 1-7 датируются (по Е. Дюрингу) концом академич. периода (355-347 до н. э.), кн. 8 относится ко 2-му афинскому периоду (336-322). «Ф.» открывает комплекс естеств.-науч. соч., структура к-рого очерчена самим Аристотелем во введении к «Метеорологии» и посвящена фундаментальным принципам и понятиям учения о «природе». В центре внимания кн. 1 («О началах») - анализ понятия «становления», или «возникновения». Осн. тезис Парменида: бытие не может возникнуть ни из бытия (в этом случае оно уже есть), ни из небытия и, следовательно, возникновение невозможно - опровергается заменой понятия небытия-в-себе акцидентальным небытием - ещёнебытием, небытиемчемтоопределённым, или «лишённостью (отсутствием формы)» - («образованный человек» возникает не из «нечеловека», а из «необразованного человека»): «принципами» (архе) возникновения, т. о., оказывается троица «форма - отсутствие формы - материальный субстрат», причём первые два понимаются как «противоположности». В кн. 2 (она не была непосредств. продолжением 1-й) формулируется учение о «четырёх причинах» (см. «Метафизика», Форма и материя), причём Аристотель, используя языковую семантику слова «фюсис» и отчасти насилуя её, стремится показать (1-2-я гл.), что каждая из четырёх причин выводится из понятия «природы»: природавещество, природа-источник движения (в этой функции аристотелевская «фюсис» заменила платоновскую душупсюхе), природасамобытностьэйдос, природамастер (телеологич. момент). Дальнейшая часть кн. 2 анализирует понятия «случайности» (тюхе), «спонтанности» и «необходимости», из них 7-8-я гл. имеют основополагающее значение для телеологич. концепции природы у Аристотеля. «Природа», по определению, есть «источник движения и изменения», следовательно, необходимо исследовать «движение» (кн. 5-6, 8), но движение предполагает понятие «континуума», континуум связан с «бесконечным» (апейрон), с др. стороны, «движение невозможно без места, пустоты и времени» (200b 20) - отсюда предварит. анализ этих понятий в кн. 3-4. 2-я и 9-я гл. кн. 6 содержат знаменитую полемику с апориями Зенона Элейского. Кн. 7 нарушает общий ход изложения и скомпанована из трёх несвязных частей (вероятно, Андроником). Кн. 8 - наряду с ? «Метафизики» - осн. текст о перводвигателе. Греч. комм. к «Ф.» Фемистия, Иоанна Филопона и Симпликия изданы в серии CAG соответственно т. 5, ч. 2 (1900), т. 16-17 (1887-88), т. 9-10 (1882-95). Из ср.-век. комм. следует прежде всего назвать: в Византии - Михаила Пселла, на лат. Западе - Фомы Аквинского: In octo libros Physicorum Aristotelis expositio, cura et studio M. Maggiolo, 1954.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|