|
«ФЕДР»или «О красоте», диалог Платона, написанный перед 2-й Сицилийской поездкой, вероятно, ок. 369-367 до н. э. Время действия «Ф.» - 418-416. Действующие лица - Сократ и Федр, восторженный поклонник красноречия и философии (ср. «Протагор», «Пир»). Помимо вступления (227а-230е), где описано место действия - платан на берегу речки Илис в пригороде Афин, в диалоге 4 части: 1) Федр зачитывает речь Лисия (230е-234с) о том, что невлюблённый поклонник предпочтительнее влюблённого; 2) Сократ в качестве дополнения к ней произносит свою 1-ю речь (237b-241d); 3) опасаясь нечестивой речью прогневить бога Эрота, Сократ произносит 2-ю речь (243е-257b): восхвалив «божеств. безумие», Сократ определяет душу как самодвижное и потому бессмертное начало; уподобив душу возничему, управляющему крылатой парной упряжкой, в к-рой один конь благороден, а другой - его противоположность, Сократ рассказывает о жизни богов, занебесной области - сфере истинного бытия, и о человеч. душах, к-рые - в меру их подобия божеству - достигают занебесной области или же «теряют крылья» и, отбывая наказание, падают на землю или даже попадают под землю; видевший истинную красоту, узнает её отблеск в человеч. красоте и тогда - испытывая состояние влюблённости - вспоминает зрелище неземной красоты и его душа окрыляется; 4) сопоставление 2-й речи Сократа и речи Лисия подводит собеседников к проблеме риторики (257b-279с): для хорошей речи необходимо знание того, о чём идёт речь, а также знание подобия и неподобия; рассуждению и мысли помогает возведение многого к единой идее и разделение всего на виды - диалектика; в отличие от существующей риторики истинная риторика должна покоиться на совершенном знании человеч. души; при этом совершенная речь в принципе не нуждается в записи: мудрый предпочтёт сеять речи в душах людей, способных дать им истинное бессмертие. Несмотря на многоплановость «Ф.», его отличает композиц. единство: речь Лисия - пример речи, не основанной на знании; 1-я речь Сократа - пример речи, основанной на сознат. введении в заблуждение (на знании неподобия); 2-я речь Сократа - пример речи, основанной на знании и использующей диалектич. метод; рассуждение о риторике ставит общую проблему метода, позволяющего фиксировать и передавать истинное знание. Уже антич. толкователи по-разному определяли тему «Ф.»: любовь, риторика, душевное начало, душа, благо, первичная красота, разнообразие красоты (сводка этих мнений в комментарии неоплатоника Гермия, 5 в.). Общая проблема всех частей «Ф.» - субъект истинного знания (душа), его объект (иерархия красоты, восходящая к истинному бытию) и средство их объединения (любовь). В «Ф.» Платон последний раз опирается на концепцию знанияприпоминания (анамнесиса).
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|