ПЛАСТИКА

(греч. plastike — лепка) — строение материального тела (природного, в т. ч. человеческого, или искусственного), непосредственно доступное живому созерцанию. П. обращена к эстетическому чувству и эстетической оценке, поскольку выявляет в форме предмета егр содержательные качества (скажем, мощь дуба в массивности его ствола, динамичность лани в ее конфигурации и движениях, воплощение функций вещи, созданной человеком, в ее зримом облике — глиняного кувшина, платья, автомобиля, здания). Поскольку же иск-во предполагает впечатляющее выражение содержания в форме произв., постольку П. приобретает худож. значение в тех его областях, в к-рых худож. произв. имеют телесный, вещественный характер и обращены к созерцанию. Так, живопись, скульптуру, архитектуру, прикладные иск-ва нередко объединяют обобщающим понятием «пластические искусства», а в актерском иск-ве и в танце П. является важнейшим выразительным средством. В иск-ве П. выступает на двух уровнях — как изображение П. реального предмета (в скульптуре, живописи, актерском движении) и как П. формы самого произв. (и в изобразительных искусствах, и в архитектуре, прикладных иск-вах, дизайне, в хореографии, и в эстрадно-цирковом творчестве). Тем самым П. становится не только способом выявления эстетических качеств предметов реального мира, но и языком, на к-ром художник передает людям свои чувства, поэтические представления, оценки (сравним, напр., пластические характеристики Дон Кихота и Санчо Пансы, гоголевских Собакевича и Манилова; храмов Василия Блаженного и Покрова на Нерли; пластический рисунок образа князя Мышкина в исполнении И. Смоктуновского и образа Рогожина в исполнении Е; Лебедева в спектакле «Идиот», поставленном в БДТ в Ленинграде). Вместе с тем значение пластической выразительности столь велико, что иск-во использует ее и в лит-ре, образы к-рой обращены не к осязающему созерцанию, а к воображению, к мысленному представлению; и прозаик, и поэт стремятся вызвать во внутреннем взоре читателя ощущение пластических качеств описываемого предмета или человека. И в природе, и в мире вещей, и в иск-ве качество П. проявляется двояко: в предметах статичных — П. горы, сосуда, изваяния, здания — и динамичные — П. движения животного, человека, куклы, изображения в мультипликационных фильмах. Это связано с тем, что пространственные характеристики бытия (и его худож. отражения) могут сопрягаться с его существованием и изменениями во времени, а могут быть устойчиво-неизменными, вневременными; отсюда — два типа пластического ритма — в неорганической и в органической природе, в архитектуре и в танце. Т. обр., теоретический анализ и практическое использование П. требуют учета диалектики ее общих черт и многообразия ее конкретных проявлений.

Просмотров: 857
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • «ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • АДИ (Сыновья его)
  • АТРИ, Сыновья его
  • Западничество: его история и суть
  • ЗНАК, КРИТИКА ЕГО ТРАДИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Коллективный иск
  • КРИЗАШВА, его Сыновья
  • ЛОТОС, Владыка его
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЕГО ПОДЧИНЕННЫХ
  • О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • Педагогическое общение : диалог и его виды
  • Педагогическое общение: конфликт и его виды
  • Педагогическое общение: конфликт и его причины
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • принцип единства явления и его сущности
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Стадия принятия решения и его оценки
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Христиан Вольф и его последователи
  • ЭДИПОВ КОМПЛЕКС, ЕГО КРИТИКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь